Дата поступления материала: 15.07.2025
Производственный травматизм, определяемый как совокупность травм, полученных работниками при исполнении трудовых обязанностей, остается одной из острейших социально-экономических проблем глобального масштаба [1]. Ежегодно в мире фиксируются сотни миллионов несчастных случаев на производстве, приводящих не только к временной или стойкой утрате трудоспособности, но и к летальным исходам. По оценкам Международной организации труда (МОТ), около 395 млн человек получают несмертельные производственные травмы [2], а почти 3 млн работников умирают по причинам, связанным с трудовой деятельностью [3]. Совместное исследование МОТ и ВОЗ показало, что непосредственно на травмы приходится порядка 360 тыс. смертей в год. Эти цифры подчеркивают колоссальный ущерб, наносимый экономике и общественному здоровью.
По оценкам Международной организации труда (МОТ), около 395 млн человек получают несмертельные производственные травмы, а почти 3 млн работников умирают по причинам, связанным с трудовой деятельностью. Совместное исследование МОТ и ВОЗ показало, что непосредственно на травмы приходится порядка 360 тыс. смертей в год.
Целью настоящего исследования является анализ глобальных и российских тенденций производственного травматизма в период с 2015 по 2025 год, выявление ключевых факторов и закономерностей, а также разработка рекомендаций по повышению эффективности систем охраны труда.
Настоящее исследование носит описательный характер и основано на анализе данных из авторитетных источников за период 2015–2025 гг. В качестве основных источников информации использовались отчеты и статистические базы данных международных организаций (МОТ, ВОЗ), национальных статистических служб (Росстат, Роструд) [4, 5] и Европейского статистического агентства (Евростат) [6]. Для корректного сопоставления данных из разных стран применялась нормализация показателей, преимущественно в расчете на 100 тыс. работников. При анализе динамики учитывались возможные искажения, связанные с различиями в методологиях учета [7], недоучетом травм в неформальном секторе экономики и влиянием внешних факторов, таких как пандемия COVID-19.