Окончание. Начало в № 9/2017
Напомним, что конкурентоспособность — это совокупность свойств товара, которые способны удовлетворять потребности потребителей по сравнению с аналогичными товарами (услугами), представленными на данном рынке.
Конкурентоспособность продукции, как известно, формируется по конкретным параметрам и варьируется в зависимости от уровней дохода (для широкого круга потребителей) или от экономических возможностей их использования и внедрения (для предприятий и организаций).
Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен этот товар, это означает, что данная продукция в конкретное время находится в ряду лучших образцов в мире.
В число основных факторов (условий) достижения конкурентоспособности товара включаются:
— качество разработки товара;
— качество системы менеджмента;
— уровень процесса изготовления;
— себестоимость.
Критерии уровня конкурентоспособности товара определяются следующими факторами:
— глубина научных подходов, принципов и методов;
— прогрессивность и оптимизация показателей назначения, надежности и т.д.;
— прогрессивность технологии, организации производства;
— транспортные и эксплуатационные затраты;
— нормативные сроки службы;
— уровень защищенности прав потребителя;
— организация гарантийного обслуживания;
— качество упаковки.
Для измерения конкурентоспособности необходима косвенная информация, характеризующая полезный эффект (ПЭ) данной продукции, который представляет собой совокупность свойств продукции, которые используются для выполнения конкретных задач и функций. При этом качество — это потенциально полезный эффект, создаваемый в интересах определенных групп потребителей.
Полезный эффект можно измерять в натуральных единицах (производительность), в денежном выражении, в условных баллах. Выпуск продукции становится целесообразным при уровне полезного эффекта для конкретных условий, равном 0,8–0,9 интегрального показателя качества.