ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКИ И МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Под производственной мощностью предприятия понимается максимально возможный выпуск продукции определенной номенклатуры и ассортимента или объем переработки сырья на данном предприятии в течение определенного периода времени при полной загрузке оборудования и производственных площадей.
Производственная мощность является исходным пунктом для формирования производственной программы предприятия. Она отражает потенциальные возможности предприятия и его цехов по выпуску продукции.
Определение величины производственной мощности занимает ведущее место в выявлении и оценке резервов производства.
Производственная мощность зависит от ряда факторов.
Важнейшими из них являются:
– количество и производительность оборудования;
– качественный состав оборудования, уровень физического и морального износа;
– степень прогрессивности техники и технологии производства;
– качество сырья, материалов, своевременность их поставок;
– уровень специализации предприятия;
– уровень организации производства и труда;
– фонд времени работы оборудования.
Наличие «узких мест» на промежуточных стадиях производственного процесса не должно учитываться в расчетах производственной мощности предприятия.
В расчет производственной мощности предприятия включается:
– оборудование, закрепленное за основными производственными цехами, за исключением резервного, опытных участков и специальных участков для обучения рабочих;
– культурно-технический уровень кадров и их отношение к труду;
– достигнутый уровень выполнения норм времени.
При расчете производственной мощности необходимо исходить из имеющегося оборудования и площадей, передовой организации производства, применения полноценного сырья, наиболее совершенных инструментов и приспособлений, режима работы предприятия.
Производственная мощность изменяется в течение года, поэтому различают входную, выходную и среднегодовую мощность.
Входная мощность
— это мощность на начало планового периода, обычно на начало (1 января) года.
Выходная
— мощность на конец планового периода с учетом ввода и выбытия мощности
в процессе капитального строительства, модернизации оборудования, совершенствования технологии и организации производства.
Среднегодовая мощность
— это производственная мощность, которой располагает предприятие в среднем за год. Она рассчитывается путем прибавления к входной мощности
и среднегодовой вводимой
и вычитания среднегодовой выбывающей мощности
с учетом срока действия T:
где:
— число полных месяцев эксплуатации введенных мощностей;
— число полных месяцев бездействия выбывших мощностей.
Для расчета производственной мощности необходимо иметь следующие исходные данные:
– плановый фонд рабочего времени одного станка;
– количество машин;
– производительность оборудования;
– трудоемкость производственной программы;
– достигнутый процент выполнения норм выработки.
Для определения производственной мощности определяют время работы оборудования.
Различают календарный
режимный
и плановый
фонды времени.
где:
— дневной фонд времени.
При непрерывном процессе производства
Плановый фонд времени рассчитывается исходя из режимного с учетом остановок на ремонт a (%):
При непрерывном процессе производства:
где:
— количество рабочих дней в году;
— средняя продолжительность одной смены с учетом режима работы предприятия и сокращения рабочего дня в предпраздничные дни;
— количество смен
В том случае, если ремонты выполняются в выходные и праздничные дни, плановый фонд времени при непрерывном процессе производства равен режимному:
В том случае, когда техническое оборудование используется для выпуска промышленной продукции одного наименования (например, производство электрической энергии на ГЭС), производственная мощность рассчитывается путем умножения количества оборудования на его производительность и плановый фонд рабочего времени. В многономенклатурном производстве расчеты различаются в зависимости от специфики технологии производства.
Наибольшую сложность представляют расчеты производственной мощности на машиностроительном заводе.
Производственная мощность участка с однотипным оборудованием и одинаковой номенклатурой рассчитывается путем умножения производственной мощности агрегата на их количество.
Прогрессивная трудоемкость Tn отражает применение передовой техники, технологии, организации производства и труда. Пересчет средней трудоемкости в прогрессивную производится с помощью коэффициента приведения, который определяется по шкале:
Прогрессивная трудоемкость
будет определяться по формуле:
где:
— средняя трудоемкость.
Средняя трудоемкость определяется на основании нормы времени на изделие с учетом среднего процента перевыполнения норм выработки.
Производственная мощность цеха определяется по ведущему участку. Производственная мощность завода рассчитывается по ведущему цеху.
На машиностроительном заводе в большинстве случаев ведущим является выпускающий, т.е. сборочный цех.
Для обоснования производственной мощности завода составляется диаграмма производственных мощностей цехов.
Итоги расчетов по определению производственных мощностей отражаются в балансе производственной мощности.
Обоснование производственной программы на основе имеющихся производственных мощностей осуществляется по следующей методике:
1. Анализируется использование среднегодовой производственной мощности в отчетном периоде. В процессе анализа определяется достигнутый уровень использования производственной мощности, степень прогрессивности применяемой техники и технологии, степень использования оборудования и производственных площадей, достигнутый уровень организации производства и труда на предприятии.
Коэффициент использования среднегодовой производственной мощности Km определяется по формуле:
где:
— плановый (фактический) объем произведенной предприятием продукции или объем переработанного сырья за данный год;
— среднегодовая плановая (фактическая) производственная мощность.
2. Осуществляется планирование роста коэффициента использования мощности. Для этого выявляются резервы: экстенсивные и интенсивные.
К экстенсивным относятся резервы полезного времени работы оборудования в пределах режимного фонда (сокращение простоев и продолжительности ремонтов).
Интенсивные факторы включают мероприятия по более полной загрузке оборудования в единицу времени, увеличение выпуска годной продукции.
Коэффициент использования производственной мощности в плановом периоде
может быть определен по формуле:
где:
— коэффициент использования производственной мощности в отчетном периоде;
— индекс роста коэффициента использования мощности в плановом периоде.
3. Выявляется возможность выполнения производственной программы в краткосрочном периоде. Для этого с учетом действующих производственных мощностей и планового коэффициента использования мощности определяют возможный выпуск продукции
4. Осуществляется сопоставление возможного выпуска продукции с возможным объемом продаж. Возможный выпуск продукции сопоставляется с плановым заданием. Производственная программа будет выполнена, если возможный объем производства с действующих мощностей будет равен или больше планового.
Если проект производственной программы не обеспечивает полной загрузки производственных мощностей, то необходимо искать дополнительные возможности увеличения объема продаж и дозагрузки производственных мощностей. Если план продаж превышает производственную мощность, то с целью сохранения покупателей и клиентов необходимо провести комплекс мероприятий по увеличению производственной мощности.
БАЛАНС ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МОЩНОСТИ
Для определения общих размеров мощностей и мобилизации резервов разрабатывается баланс производственной мощности предприятия.
Баланс производственной мощности предприятия
(плановый) определяется по формуле:
где:
— производственная мощность на конец планируемого периода (выходная) в соответствующих единицах измерения;
— производственная мощность на начало планируемого периода (входная);
— прирост мощностей за счет проводимых организационно-технических мероприятий (изменение режима работы оборудования, совершенствование организации труда и производства, интенсификация технологических процессов и т.д.);
— прирост мощностей за счет нового строительства, расширения, технического перевооружения и реконструкции, модернизации оборудования, поступления основных средств от других предприятий;
— прирост (+), уменьшение (–) мощности в связи с изменением номенклатуры и ассортимента продукции;
— уменьшение производственной мощности, вызванное выбытием основных производственных средств.
Пример возможного распределения баланса производственной мощности для видов продукции А и Б приведен в таблице.
При расчете производственной мощности важным моментом является выявление «узких мест», т.е. несоответствия производственной мощности отдельных цехов, участков, агрегатов возможности ведущего оборудования. Для их выявления вводят коэффициент сопряженности
мощности цехов (участков, агрегатов):
где:
— мощности сравниваемых цехов в соответствующих единицах измерения;
— удельный расход продукции первого цеха, используемой для производства единицы продукции, выпускаемой вторым цехом, в соответствующих единицах измерения.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Трансформация административно-командной экономики в рыночную требует обоснования бизнеспортфеля предприятия на основе маркетинговой концепции, в соответствии с которой разработка плана производства и реализации продукции, формирование производственной программы предусматривает:
– обоснование номенклатуры и ассортимента продукции;
– определение возможного объема продаж;
– обоснование выпуска продукции производственными мощностями.
Производственная программа предприятия представляет собой перечень продукции, работ и услуг по заказам и договорам потребителей, фактически представляет собой сводный план производства и реализации продукции, включая планы:
– производства продукции (услуг) в натуральном выражении;
– производства продукции (услуг) в стоимостном выражении;
– поставок.
Производственная программа является одним из определяющих разделов плана социально-экономического развития предприятия и связана с другими его разделами (планом по труду, планом материальнотехнического обеспечения, планом по себестоимости и т.п.).
В общем случае производственная программа может включать планы:
– подготовки производства;
– проведения НИОКР;
– маркетинга;
– капитального строительства и модернизации;
– финансового обеспечения;
– по труду и заработной плате;
– оперативно-производственной деятельности;
– материально-технического обеспечения.
Схема составляющих планов производственной программы и их взаимодействия приведена ниже.
Определяющая роль в производственной программе отводится плану производства продукции (услуг) в натуральном выражении. Этот раздел является особенно важным потому, что в условиях рыночных отношений потребителям необходима не продукция вообще и в неограниченном количестве, а продукция совершенно определенного вида, типа и в определенном объеме.
Натуральные измерители (штуки, тонны, метры, условно-натуральные единицы и т.д.) характеризуют производственную специализацию предприятия, долю на рынке и необходимы для достижения сбалансированности предприятия. Без натуральных измерителей невозможно определить потребность в производственной мощности и ее использование.
Натуральные измерители наиболее полно и правильно характеризуют рост производительности труда, но применимы только для продукции однородного назначения.
Основными показателями производственной программы в натуральном выражении являются номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции.
Номенклатура — это укрупненный перечень видов продукции, производимой предприятием (например, нефтепродукты, стекловолокно, кондитерские, хлебобулочные изделия). В то время как ассортимент детально характеризует разновидности продукции по сортам, маркам, дизайну и т.п.
Схема составляющих планов производственной программы и их взаимодействия
При формировании производственной программы важным аспектом является правильный выбор единицы измерения. При этом предприятие должно использовать те единицы измерения, которые отражают наиболее важные не только для производства, но и для покупателя свойства товара.
Предприятия формируют свою производственную программу на основе:
– госзаказа;
– заказов потребителей;
– потребительского спроса.
На основании этого формируется портфель заказов, т.е. определяется объем производства Qn для оптовых поставок:
где:
— количество рыночных секторов;
— величина спроса на товар;
— объем заключенных договоров с другими поставщиками;
— коэффициент платежеспособности.
Наиболее оптимальной считается ситуация, когда объем рыночного спроса будет равен количеству заключенных договоров. Если предприятие захочет расширить свое вли яние на рынке, ему потребуется разработка новой стратегии и тактики конкурентной борьбы.
План производства продукции в стоимостном выражении дает возможность не только определить объем производства продукции различных видов, темпы и структуру роста, но и рассчитать фонд оплаты труда, как части стоимости, фондоотдачу и другие показатели эффективности производства.
Единица измерения этих показателей — национальная валюта. Кроме того, для характеристики экспорта может применяться валюта других стран, например долл. США.
К стоимостным показателям относятся:
– товарная продукция;
– валовая продукция;
– чистая продукция;
– условно чистая продукция.
Обобщающим показателем производственной программы предприятия является объем продаж, или объем реализованной продукция. Первый термин применяется в мировой практике, второй — в отечественной.
Объем продаж более объективно отражает результат деятельности предприятия, как выпускающего товары, так и производящего услуги. Показатель реализованной продукции в соответствии с логикой должен применяться только для предприятий сферы материального производства, выпускающих продукцию. В условиях рыночной экономики большинство предприятий не только создают продукцию, но и выполняют услуги, поэтому показатель объема продаж применим для любых предприятий.
Объем продаж — это стоимость товаров и услуг, произведенных и реализованных предприятием за определенный период времени. Этот показатель микроэкономики затем трансформируется в показатель макроэкономики — валовый внутренний продукт (стоимость товаров и услуг, произведенных на территории страны за определенный период времени).
Товарная продукция (ТП) — стоимость готовой продукции и услуг промышленного характера, произведенных в течение определенного календарного периода и предназначенных для реализации на сторону.
Товарная продукция включает:
– объем выпуска готовых изделий, укомплектованных и сданных на склад;
– полуфабрикаты для реализации на сторону;
– изделия и запасные части для проведения собственного капитального ремонта;
– услуги вспомогательных цехов на сторону и для собственных нужд;
– инструменты собственного производства, входящие в состав основных средств предприятия.
Товарная продукция
определяется в действующих и сопоставимых ценах предприятия как произведение объема производства в натуральном выражении
на отпускную цену продукции
Валовая продукция
— стоимость общего объема всех выполненных работ в течение определенного календарного периода независимо от степени готовности продукции. Она включает товарную продукцию, изменения остатков незавершенного производства, изменение запасов полуфабрикатов на складе.
где:
— стоимость остатков незавершенного производства и полуфабрикатов собственного производства на конец и начало расчетного периода.
Валовая продукция исчисляется по всему предприятию. При этом показатели стоимости товарной и валовой продукции имеют свои недостатки, т.к. не отражают собственный вклад предприятия в конечный результат производства. Для устранения этого недостатка используют «чистую» и «условно чистую продукцию».
Чистая продукция — это вновь созданная стоимость на предприятии (чистый результат производства). По экономической сути в нее входит оплата труда, выданная в виде зарплаты, невыплаченная, но вошедшая в стоимость товара в виде налогов и различных начислений, а также прибыль. В чистую продукцию не входит перенесенная стоимость, созданная на других предприятиях (оплата сырья, материалов, энергии, топлива и амортизационных отчислений от основных средств). Этот показатель может определяться от товарной или от валовой продукции.
Стоимость чистой продукции
представляет собой стоимость товарной (валовой) продукции
за вычетом материальных затрат
и стоимости амортизации
Чистая продукция, в отличие от валовой продукции, лучше отражает объем производства данного предприятия за счет того, что не учитывает двойной счет потребленных в процессе производства сырья, материалов, топлива, энергии, а также амортизацию основных фондов.
Чистая продукция как показатель микроэкономики на макроэкономическом уровне воплощается в аналогичный по содержанию показатель — национальный доход.
Условно чистая продукция — это вновь созданная стоимость, включающая материальные затраты и амортизационные отчисления. Она определяется как остаток от финансовых поступлений от объема продаж после вычитания процентов за кредиты и выплаты банкам, оплаты сырья, прочих выплат внешним организациям.
Показатель условно чистой продукции используется главным образом для аналитических целей при расчете общей эффективности производства, для анализа структуры стоимости продукции (работы, услуг), планирования фонда оплаты труда и других целей. Норматив чистой продукции представляет собой часть цены изделия, включающую основную и дополнительную заработную плату персонала с отчислениями на социальные нужды и нормативную прибыль.
Товарная, валовая и чистая продукция отражают объемы производства за определенный период времени. Однако максимизация прибыли достигается в результате реализации продукции конкретным потребителям. Объем реализации отражается в третьем разделе — в плане поставок.
План поставок — раздел производственной программы, в котором отражены номенклатура, ассортимент, объемы и сроки поставок продукции конкретным потребителям.
План поставок включает поставки по заказам и поставки в свободную продажу. Поставки по заказам отражают госзаказ и продажу продукции по заказам потребителей. Такой вид продаж характеризуется невысокими рисками, обеспечивает гарантированный сбыт. Вместе с тем при такой системе продаж нередко используются договорные цены, которые могут быть снижены, что приведет к уменьшению рентабельности продаж и других технико-экономических показателей работы предприятия.
Поставки в свободную продажу предполагают реализацию продукции на товарных биржах, ярмарках, выставках, аукционах по свободным рыночным ценам. Это обеспечивает повышение рентабельности продаж и увеличение прибыли.
План поставок разрабатывается в натуральном и стоимостном выражении. Стоимостным показателем этого раздела выступает реализованная продукция.
Реализованная продукция (РП), или объем продаж — стоимость продукции, оплаченной покупателем. Она может быть равна товарной продукции в том случае, если остатки готовой продукции на складе на начало и конец периода остались без изменений. При увеличении остатков на складе объем продаж будет меньше товарной продукции; при уменьшении остатков объем реализации будет больше товарной продукции на величину снижения запасов готовой продукции.
где:
— остатки готовой продукции на складе на начало и конец года;
— товары отгруженные, но не оплаченные заказчиком соответственно на начало и конец года.
ПРОМЫШЛЕННАЯ МОЗАИКА
Авиалайнеру Sukhoi Superjet 100 выдан первый экспортный сертификат
Росавиацией выдан первый экспортный сертификат авиалайнеру Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) после перераспределения функций Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и обретения ею такого права.
«Ведомство уже приступило к исполнению своих новых функций и выдало сертификат типа на транспортную категорию вертолета Ми-38, дополнительный сертификат для легкого газотурбинного многоцелевого вертолета типа «Ансат»; впервые экспортный сертификат летной годности получил самолет Sukhoi Superjet-100», — цитирует агентство данные Росавиации.
В конце 2015 г. Правительство России решило передать функции МАК по сертификации воздушных судов трем госструктурам — Минтрансу, Минпромторгу России и Росавиации. Это произошло после попытки Комитета запретить российским авиакомпаниям эксплуатировать самолеты Boeing-737.
В ноябре 2015 г. МАК объявил об отзыве сертификата у самолетов типа Boeing-737. Разрешения лишились две модификации — Classic и NG. Причиной отзыва сертификата, по версии МАК, стала необходимость доработки системы управления рулями высоты.
Данное решение вызвало резко негативную реакцию Росавиации: в ведомстве заявили, что МАК своим решением не вправе остановить эксплуатацию Boeing-737.
В 1994 г. Правительство России уполномочило МАК, учрежденный в 1991 г. 11 государствами бывшего СССР, на проведение аудиторского расследования авиационных происшествий и сертификации авиационной техники и аэродромов. После конфликта, связанного с эксплуатацией Boeing-737, российскими органами управления было подтверждено, что Минтранс, Минпромторг России и Росавиация могут «в полном объеме обеспечить выполнение сертификационных функций».
Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) — российский магистральный пассажирский региональный самолет нового поколения, разработанный и произведенный компанией ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», входящей в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), при участии итальянской компании Alenia Aermacchi. Базовая версия авиалайнера имеет дальность 3048 км, а модификация LR — 4578 км. Количество перевозимых пассажиров — от 75 до 95 чел.
Источник: http://texnomaniya.ru