Как известно, американские компании не самые большие любители делиться опытом, особенно в сфере успешных бизнес-проектов. Знания на Западе являются интеллектуальной собственностью, составляющей несомненную ценность и приносящей доход. Поэтому поиски и обретение информации о составе и структуре предприятий западных стран, и особенно в области организации управления, представляются делом не самым простым и благодарным.
Многочисленные издания, посвященные изучению американских корпораций, представляют собой сборники различных деловых ситуаций и их оценок с точек зрения различных школ менеджмента. Найти полноценное исследование, раскрывающее деятельность той или иной современной компании, а в первую очередь интересуют предприятия автомобилестроения, довольно сложно. Особенно если учесть, что эта сфера промышленной деятельности является предметом особой гордости США и им трудно признать тот факт, что последнее десятилетие эта «гордость» терпит определенные затруднения и убытки, находясь в условиях жесткой конкуренции со стороны японских и европейских компаний.
Тем более трудно признать тот факт, что, возможно, это состояние автомобилестроения в США связано с экономической неэффективностью модели менеджмента, которая достаточно долгое время играет ведущую роль в мировой экономике, но очень часто подвергается критике со стороны как ученых-исследователей, так и практиков от бизнеса.
Успех других американских корпораций прямо говорит о необходимости применения технологий, не свойственных традиционному американскому менеджменту, таких как «поворот» к человеку и как к потре бителю, и как к работнику, обосно вание социальных целей фирмы, а не только достижение прибыли лю быми путями, а также демократиза ция решений в противовес автори тарному диктату и др.
Для сравнительного анализа же лательно обратиться к конкретному опыту компании «Дженерал Моторс» (GM), пока еще лидера мирового ав томобилестроения, который был свя зан со стремлением создать успеш ное подразделение внутри холдинга по образцу японского предприятия. И хотя этот опыт не вполне совре менен, он может объяснить, почему корпорация GM до сих пор не может наладить эффективное взаимодейст вие различных предприятий внутри самое себя и вынуждена продавать или закрывать некогда успешные производства.