По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Производность финансовых интересов компании от интересов ее участников (акционеров)

Луценко Сергей Иванович эксперт НИИ корпоративного и проектного управления (г. Москва), аналитик Института экономических стратегий ООН РАН (г. Москва), соавтор документа «Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации», автор проекта «Контуры Концепции развития финансового кластера Российской Федерации на долгосрочную перспективу» E-mail: scorp_ante@rambler.ru

В статье рассматриваются особенности привлечения к гражданскоправовой ответственности участников (акционеров), которые стоят за интересами хозяйственных обществ. Бывают случаи, когда в результате недобросовестности отдельных участников страдают руководители компании. Автор использует тест правовой фикции (юридического лица) применительно к участникам юридического лица. Менеджмент может служить неким буфером при сглаживании конфликта интересов между органом управления и участниками (акционерами).

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного суда Российской Федерации от 17.01.2017 № 1-О, специфика хозяйственного общества (общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества) как организационно-правовой формы юридического лица заключается в том, что его уставный капитал разделен на определенное число (долей) акций, удостоверяющих обязательственные права участников (акционеров) по отношению к компании.

Таким образом, хозяйственное общество не приобретает право собственности на доли (акции), а доли (акции) не являются имуществом юридического лица.

Юридическое лицо является продуктом юридической техники (правовой фикцией), волю юридического лица выражают физические лица, в пределах компетенции наделенные полномочиями по управлению его делами путем формирования группового или единоличного волеизъявления.

Процедура принятия решения органами управления юридического лица — это не что иное, как способ формирования внешнего проявления воли и интереса юридического лица (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.07.2019 по делу № А33-11297/2016).

Или сформулируем по-другому: компания как правовая абстракция никаких собственных интересов — так, как они понимаются применительно к субъектам, имеющим собственную волю, — не имеет. Любое указание на интересы юридического лица есть не более чем вмененный интерес, интересы юридического лица по факту отождествляются с интересами его участников или акционеров (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.07.2016 по делу № А33-1257/2016).

В хозяйственном обществе все права ее участника (акционера) вытекают из его права собственности (права на денежные потоки) доли (акции). Экономические интересы участника производны от долей (акций), находящихся у него в собственности (определение Конституционного суда Российской Федерации от 02.11.2011 № 1486-О-О). Тем самым Конституционный суд в своей правовой позиции определяет, что личное участие (в нашем случае — активность) собственника в управлении компанией напрямую связано с находящимися в его собственности акциями (долями).

Для Цитирования:
Луценко Сергей Иванович, Производность финансовых интересов компании от интересов ее участников (акционеров). Финансовый менеджер. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: