По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22 DOI:10.33920/pol-2-2111-03

Производительность труда и квалификация как категории трудового права

Новикова Юлия Александровна Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 350044, Россия, г. Краснодар, ул. Калинина, 13, E-mail: novik16@mail.ru

В Трудовом кодексе РФ неоднократно упоминаются термины «производительность труда» и «квалификация», при этом определение первой категории законодателем не приводится, а дефиниция квалификации работника появилась в кодексе относительно недавно и нормы, в которых указаны данные термины, рассосредоточены по всему кодексу, что усложняет установление того, для каких отношений, регулируемых трудовым правом, для каких прав работников эти категории являются юридически значимыми. В настоящей статье на основании анализа норм действующего трудового законодательства делаются выводы о тех отношениях, для которых эти категории как отдельно, так и в совокупности имеют юридическую значимость, а также о том, в чем конкретно заключается юридическое значение названных терминов для заключения, изменения и прекращения трудового договора, для отношений, непосредственно связанных с трудовыми.

Литература:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2012. №53 (ч. 1). Ст. 7598.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. — М. : Рус. яз., 1987. — 797 с.

3. Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспечения: учебное пособие для магистров, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / К.К. Гасанов, Е.В. Чупрова, Н.Д. Эриашвили [и др.] ; под редакцией К.К. Гасанов. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 159 c.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Трудовые права в XXI веке: современное состояние и тенденции развития : монография / А.М. Лушников, М.В. Лушникова. — М. : Проспект, 2015. — 272 с.

1. Federal Law dated 29.12.2012 No. 273FZ «On Education in the Russian Federation» (with amendments and additional ) // Assembly of Legislation of the Russian Federation. 2012. No. 53 (Part 1). St. 7598.

2. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language: OK. 57,000 words / ed. N.Y. Shvedova. — M.: Rus. language, 1987. — 797 s.

3. Topical problems of labor law and social security law: a textbook for masters studying in the field of training «Jurisprudence» / K.K. Hasanov, E.V. Chuprova, N.D. Eriashvili [and others]; edited by K.K. Hasanov. — Moscow: UNITY-DANA, 2017. — 159 c.

4. Decision of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated 17.03.2004 No. 2 (ed. 24.11.2015) «On the application by the courts of the Russian Federation of the Labor Code of the Russian Federation» // SPS «Consultant Plus».

5. Labor rights in the 21st century: current state and trends in development: monograph / A.M. Lushnikov, M.V. Lushnikova. — M.: Prospect, 2015. — 272 s.

Квалификация работника в ст. 195.1 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) определяется как уровень четырех показателей, каждый из которых имеет самостоятельное значение: знания, умения, профессиональные навыки, опыт работы. Согласно логике законодателя квалификация отражает, что знает, умеет работник и как длительно им осуществляется трудовая деятельность.

Квалификация не является тем качеством, свойством, которое не меняется с течением времени. Напротив, знания, умения, навыки могут как приобретаться, так и сокращаться (утрачиваться), а опыт работы может увеличиваться либо оставаться на прежнем уровне. Длительный перерыв в работе, сопровождаемый внедрением на производстве нового оборудования, навыков работы на котором лицо не имеет, росту квалификации способствовать не будет.

В легальном определении образования, содержащемся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», подобно ТК РФ указывается на знания, умения и навыки, опыт деятельности, но образование не сводится только к ним, а включает в себя также, в частности, ценностные установки. Кроме того, образование рассматривается законодателем и как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения [1].

Следовательно, образование и квалификация работника, несмотря на некоторые черты сходства, не являются терминами-синонимами, их идентичность исключается.

Термин «квалификация» определяется и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

Общим в определениях квалификации, содержащихся в ТК РФ (применительно к работнику) и в данном законе, является понимание квалификации как уровня знаний, умений и навыков.

Отличия сводятся к тому, что квалификацию по ТК РФ характеризует дополнительно опыт работы, навыки рассматриваются в качестве профессиональных, а в названном законе опыт работы не обозначен, а указаны компетенции, отражающие подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Очевидно, что имеющиеся различия в трактовке термина «квалификация» обусловлены отношениями, для целей которых определяются эти термины, — отношения, составляющие предмет трудового права, или отношения в сфере образования, неслучайно в ТК РФ указана именно квалификация работника.

Для Цитирования:
Новикова Юлия Александровна, Производительность труда и квалификация как категории трудового права. Вопросы трудового права. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: