Переход от рациональной экономики к новой — поведенческой, которая пытается ответить, каким образом связаны заработная плата и качество работы, готовность рисковать и поощрение, знаменует необходимость учета при оценке производительности труда не только экономических и социальных, но и психологических факторов. Осознание необходимости такого подхода зависит от образа мышления разных категорий руководителей (табл. 1).
Все сказанное указывает на то, что если компании будут готовы отойти от рациональных способов принятия решений и лучше понимать мотивы и склонности своего персонала, им удастся планировать производительность труда более эффективно.
Результативность — это степень соответствия полученного результата имеющимся целям, задачам и планам, то есть это степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. Так, Скотт Д. Синк приводит 7 критериев результативности: 1) действенность; 2) экономичность; 3) качество; 4) прибыльность; 5) производительность; 6) качество трудовой жизни; 7) внедрение новшеств.
При учете социальной результативности этот перечень может быть дополнен критерием — качество жизни производственного коллектива (помимо трудовой), которая в значительной степени зависит от качества жизни общества.
Результативность труда — это соотношение четырех важнейших параметров, которые определяют меру эффективности деятельности людей: количество и качество произведенного результата труда (услуги, материального продукта или технологии) в соотнесении с затраченными на его получение временем и издержками (рис. 1) [2]:
где: РеТ — результативность труда;
Ко — количество созданного работником материального продукта (услуги); Ка — его качество;
Bp — время, затраченное на производство продукта;
Из — издержки, связанные с производством результата труда.
Все эти параметры взаимосвязаны между собой, и изменение показателя по одному из них обязательно «тянет» за собой изменение еще хотя бы одного показателя (прежде всего качества). Таким образом, достижение определенного уровня результативности труда осуществляется через поиск оптимального сочетания показателей по всем четырем параметрам, которое может привести к наибольшему положительному эффекту, и добиться которого можно только в том случае, если способность и склонность работника максимально совпадают с требованиями, предъявляемыми к нему на рабочем месте. Целенаправленный подбор, расстановка, использование, обучение и повышение квалификации персонала способствуют необходимому соответствию квалификации работника требованиям данного рабочего места.