Современная государственная политика в сфере надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, заключается в предотвращении нарушений трудовых прав, на чем ученые (правоведы и экономисты) нередко акцентировали внимание законодателя [1–5]. Эта позиция нашла свое отражение в новом Федеральном законе «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», действующем с 1 июля 2021 года (далее по тексту — ФЗ о надзоре) [6], в котором основной акцент делается на профилактических мероприятиях, осуществляемых любыми органами контроля (надзора), в том числе и в сфере труда.
Органом государственного контроля (надзора) в сфере труда, занятости и т.д. является Роструд [7]. Непосредственно надзорные полномочия за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет Федеральная инспекция труда как единая система, состоящая в соответствии со ст. 356 ТК РФ из Роструда (в частности, Управления осуществления федерального надзора в сфере труда) и его территориальных органов (государственных инспекций труда в субъектах РФ) [8].
В целях плановой реализации профилактических мер для каждого органа надзора, и Роструд не является исключением, утверждается программа профилактики рисков причинения вреда, предварительно прошедшая общественное обсуждение (ст. 44 ФЗ о надзоре). Так, для Роструда на 2018 год и далее ежегодно утверждались программы профилактических мероприятий [9–12], а также разработан проект такой программы на 2022 год [13] (далее по тексту — Программа(-ы) профилактических мероприятий).
Указанными Программами профилактических мероприятий была обозначена основная причина нарушения трудового законодательства — правовая неграмотность работодателей и работников, в связи с чем основным направлением профилактической работы утверждено повышение информированности населения в области защиты трудовых прав и соблюдения норм трудового законодательства [12]. В течение нескольких лет данное направление реализовывалось путем перехода от приоритета санкций к информированию работодателей и работников, включая формирование и использование электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф», консультирование работодателей и работников и проведение публичных обсуждений правоприменительной практики Роструда. Например, с помощью сервиса «Дежурный инспектор» можно быстро (в течение трех дней) получить консультацию по вопросам применения трудового законодательства. Заметим, что с 2017 года по настоящее время таких консультаций было предоставлено свыше 115 тыс. [12].