Сегодня широко известен тот факт, что нематериальная мотивация не менее, а в некоторых ситуациях даже более важна, чем материальная. Ведь нередки случаи, когда из организаций, предоставляющих конкурентную заработную плату, обеспечивающих полное соблюдение трудового законодательства, достойный социальный пакет, люди уходят. В большинстве компаний выяснение причин данного явления не находится в приоритете. Основная деятельность управления персоналом сосредоточена в области изменения программ нематериального стимулирования.
Современные организации накопили богатый опыт по созданию программ нематериальной мотивации, призванных решить такие задачи, как создание бренда компании на рынке труда, привлечение новых сотрудников; формирование лояльности персонала; сокращение текучести персонала; формирование вовлеченности сотрудников и многие другие не менее важные задачи.
Нематериальное стимулирование – это комплекс мероприятий, направленных на улучшение психологической обстановки в коллективе, увеличение работоспособности сотрудников, повышение лояльности работников к компании, привлечение грамотных специалистов [1]. Нематериальное стимулирование базируется на знании психологических основ поведения человека в труде и понимании значимости трудовой деятельности в удовлетворении высших (социальных) потребностей человека [2]. Под нематериальными поощрениями понимаются такие поощрения, которые не выдаются сотруднику в виде наличных или безналичных средств, но могут требовать инвестиций со стороны компании.
Построение системы нематериального стимулирования не будет работать эффективно, если не учитывать основные элементы нематериальной мотивации, такие как:
1. Интересная работа – руководитель может отдать часть своих заданий, которые стали для него рутинными, подчиненным, ведь для них они будут интересны и захватывающими. Например, поручить сотруднику разработку какого-либо интересного для него проекта. Соответственно работодатель не потратит ни рубля на стимулирование работников.