По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 334.7 DOI:10.33920/str-01-2201-08

Программа по строительству школ в РФ: необходимость, первые результаты и перспективы

Л. О. Андреева канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры инженерного бизнеса и управления предприятием, ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», E-mail: pavlovaav2022@mail.ru

В статье содержатся результаты анализа ситуации в сфере образования в РФ. Анализ показал, что даже крупные города страдают от нехватки мест в школах, необходимости строительства новых школ, капитального и текущего ремонта имеющихся. Значительные расходы, которые потребуются на эти цели, — слишком тяжелое бремя для бюджетов всех уровней. Решением проблемы может стать использование механизма государственно-частного партнерства, которое уже используется для создания социальной инфраструктуры и может также способствовать строительству и ремонту школ в стране.

Литература:

1. Жундриков, А., Якунина, Е., Галактионова, А. Инфраструктура России: индекс развития — 2021 // InfraOne Research. — 2021.

2. Статистика и показатели: официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: https://rosinfostat.ru/?s=%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%8 2%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE+%D1%88%D0% BA%D0%BE%D0%BB.

3. Кто построит школы // Ведомости [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.vedomosti.ru/partner/articles/2019/12/09/818139-postroit-shkoli.

4. Дядькова, Е. А. Процесс финансирования инвестиционно-строительных проектов на основе механизма государственно-частного партнерства / Е.А.Дядькова // Управленческий учет. — 2020. — № 6. — С. 21–27.

5. Мокин, С. ГЧП в сфере школьного образования // Право и жизнь [Электронный ресурс]. — URL: https://zakon.ru/blog/2018/02/20/gchp_v_sfere_ shkolnogo_obrazovaniya.

6. Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2021 г. № 247 «О внесении изменений в приложение № 27 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования"».

7. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"» (с изменениями и дополнениями).

1. Zhundrikov, A., Yakunina, E., Galaktionova, A. Infrastruсtura of Russia: development index 2021 // InfraOne Research, 26.10.2021.

2. Statistics and indicators: official site. Available at: https://rosinfostat.ru/?s=%D1 %81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1 %81%D1%82%D0%B2%D0%BE+%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB.

3. Who will construct schools // Sheets. Available at: https://www.vedomosti.ru/ partner/articles/2019/12/09/818139-postroit-shkol.

4. Dyadkova, E. A. Process of financing of investment-and-construction projects on the basis of the mechanism of public-and-private partnership / E. A. Dyadkova // Management accounting. 2020, no. 6, pp. 21-27.

5. Mokin, S. Public-and-private partnership in the sphere of school education // Laws and life. — URL: https://zakon.ru/blog/2018/02/20/gchp_v_sfere_shkolnogo_ obrazovaniy

6. Order of the Government of the Russian Federation of February 22, 2021 Nо.247 "On modification of appendix Nо. 27 to the state programme of the Russian Federation "Development of education".

7. Order of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 Nо. 1642 "On the approval of the state programme of the Russian Federation "Development of education" (with changes and additions).

Минпросвещения России при поддержке ключевых банков страны и госкорпорации «ВЭБ.РФ» запустило новое мероприятие по созданию школьных мест в рамках государственной программы «Развитие образования» (входит в нацпроект «Образование»), предусмотрев выделение средств из федерального бюджета на проекты, реализуемые на принципах ГЧП. Основной задачей программы, запущенной в конце февраля 2021 г., является создание дополнительных школьных мест к 2025 г. в связи с пиковым увеличением числа школьников в Российской Федерации к этому периоду.

В рамках программы планируется привлечение частных инвестиций, возвратность которых обеспечивается на всем сроке программы, в том числе из средств федерального бюджета, запланированных до 2038г. За счет средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации предоставляются субсидии на цели выплаты капитальных грантов и платы концедента, что существенно улучшает показатели эффективности расходования средств региональных бюджетов. В рамках программы предполагается создать в России свыше 647 тыс. новых мест до 2024 г., что потребует 563 млрд руб.

С 2018 г. существует и доступен для ознакомления индекс развития инфраструктуры российских регионов [1], в основе которого лежит в том числе показатель развития школьной инфраструктуры, выведенный из статистики Минпросвещения. Этот индекс показывает, насколько загружена общеобразовательная инфраструктура в конкретном регионе относительно лидера по стране.

Так, по данным на 2020 г., среднее по стране значение показателя обеспеченности региона школами составило 7,36 из 10. За год оно выросло на 0,12. Такое сравнительно высокое значение свидетельствует о том, что регионы не сильно отличаются друг от друга по наличию школьных объектов и в большей степени обеспечены ими, чем, например, медицинской или спортивной инфраструктурой, чьи средние по стране показатели по итогам 2020 г. составляли 5,81 и 5,51 соответственно.

Минимальное значение показателя обеспеченности школами (5,23) было неожиданно отмечено у Санкт-Петербурга. Классы в культурной столице переполнены сильнее, чем во всех остальных регионах страны, даже не обладающих такими финансовыми ресурсами, как Санкт-Петербург. Самые низкие показатели обеспеченности наблюдаются преимущественно в самых густонаселенных регионах страны с растущим количеством жителей (Москве, Московской области, Краснодарском крае), а также в Севастополе и Калининградской области (см. таблицу). То есть корни проблемы не в отсутствии финансирования или материальных ресурсов для строительства образовательных учреждений. Проблема в том, что население, в том числе школьного возраста, растет быстрее, чем его обеспечивают строительством надлежащей инфраструктуры.

Для Цитирования:
Л. О. Андреева, Программа по строительству школ в РФ: необходимость, первые результаты и перспективы. Сметно-договорная работа в строительстве. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: