Минпросвещения России при поддержке ключевых банков страны и госкорпорации «ВЭБ.РФ» запустило новое мероприятие по созданию школьных мест в рамках государственной программы «Развитие образования» (входит в нацпроект «Образование»), предусмотрев выделение средств из федерального бюджета на проекты, реализуемые на принципах ГЧП. Основной задачей программы, запущенной в конце февраля 2021 г., является создание дополнительных школьных мест к 2025 г. в связи с пиковым увеличением числа школьников в Российской Федерации к этому периоду.
В рамках программы планируется привлечение частных инвестиций, возвратность которых обеспечивается на всем сроке программы, в том числе из средств федерального бюджета, запланированных до 2038г. За счет средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации предоставляются субсидии на цели выплаты капитальных грантов и платы концедента, что существенно улучшает показатели эффективности расходования средств региональных бюджетов. В рамках программы предполагается создать в России свыше 647 тыс. новых мест до 2024 г., что потребует 563 млрд руб.
С 2018 г. существует и доступен для ознакомления индекс развития инфраструктуры российских регионов [1], в основе которого лежит в том числе показатель развития школьной инфраструктуры, выведенный из статистики Минпросвещения. Этот индекс показывает, насколько загружена общеобразовательная инфраструктура в конкретном регионе относительно лидера по стране.
Так, по данным на 2020 г., среднее по стране значение показателя обеспеченности региона школами составило 7,36 из 10. За год оно выросло на 0,12. Такое сравнительно высокое значение свидетельствует о том, что регионы не сильно отличаются друг от друга по наличию школьных объектов и в большей степени обеспечены ими, чем, например, медицинской или спортивной инфраструктурой, чьи средние по стране показатели по итогам 2020 г. составляли 5,81 и 5,51 соответственно.
Минимальное значение показателя обеспеченности школами (5,23) было неожиданно отмечено у Санкт-Петербурга. Классы в культурной столице переполнены сильнее, чем во всех остальных регионах страны, даже не обладающих такими финансовыми ресурсами, как Санкт-Петербург. Самые низкие показатели обеспеченности наблюдаются преимущественно в самых густонаселенных регионах страны с растущим количеством жителей (Москве, Московской области, Краснодарском крае), а также в Севастополе и Калининградской области (см. таблицу). То есть корни проблемы не в отсутствии финансирования или материальных ресурсов для строительства образовательных учреждений. Проблема в том, что население, в том числе школьного возраста, растет быстрее, чем его обеспечивают строительством надлежащей инфраструктуры.