Экспортная деятельность привлекательна, но и более рискованная относительно работы на рынке своей страны. Тем не менее ограниченность потенциала внутреннего рынка заставляет бизнес инвестировать в зарубежных потребителей. Риски могут быть компенсированы, в том числе, более высокой маржинальностью продаж, связанной со многими факторами, в первую очередь, низкой стоимостью национальной валюты. Российское бизнес-сообщество ожидает дальнейшее снижение курса рубля к ведущим валютам мира, а это означает, что экспортно ориентированные компании могут оказаться в преимущественном положении относительно работающих на внутренний рынок, в том числе, и импортозамещение, хотя данная стратегия (конкуренции с импортом) также оправдана при девальвации.
Экспортный проект — сложный многосоставный проект, который реализуется командой предприятия, иногда и с привлечением аутсорсинга. По комплексности и сложности задач он вполне сопоставим с проектом реального инвестирования в производство и запуск нового вида продукта. В ходе его реализации решаются проблемы производственного, правового, финансового характеров и т. д., но особое значение имеет качественное обоснование реализации экспортного проекта с точки зрения рынка. То есть необходимо правильно выбрать приоритетные экспортные рынки, проанализировать их состояние и спрогнозировать развитие, дать оценку базовых параметров для коммерческого предложения, с которым экспортер выходит на рынок конкретной зарубежной страны. Отсюда ключевая роль в реализации экспортного проекта отводится маркетинговой аналитике.
Источников данных об иностранных рынках, их привлекательности с точки зрения экспорта достаточно много. Работая с ними, возможно самостоятельно сделать нужные выводы и выстроить систему работу с зарубежными странами, если у компании имеются внутренние компетенции на решение такой задачи. Это хорошая альтернатива заказу маркетингового исследования на стороне.
Рассмотрение данного вопроса начнем с тех ресурсов, которые позволяют грамотно приоритизировать страновые рынки, а также собрать о них первичную информацию, которая поможет сделать вывод об экспортном потенциале проекта в общем приближении.