По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621

Прогнозирование температуры электродвигателя*

Каземирова Ю.К. Национальный исследовательский университет «МЭИ», г. Москва
Дульнев Н.Н. Национальный исследовательский университет «МЭИ», г. Москва
Сафонов Ю.М. Национальный исследовательский университет «МЭИ», г. Москва
Благодаров Д.А. Национальный исследовательский университет «МЭИ», г. Москва

При эксплуатации электродвигателя очень важно учитывать его температурный режим, так как это сказывается на сроке его службы. В статье предлагается использовать нейронную сеть для оценки температуры двигателя.

Литература:

1. Ильинский Н.Ф. Основы электропривода. – М.: Изд-во МЭИ, 2007. – 221 с.

2. Каллан Р. Основные концепции нейронных сетей. – М.: Вильямс, 2003. – 225 с.

В продолжительных режимах работы важно учитывать температуру обмоток электродвигателя, которая не должна превышать предельную, установленную в соответствии с ГОСТ 8865-93 для классов нагревостойкости изоляционных материалов. Для проверки двигателя по нагреву существуют прямой и косвенные методы. Хотя прямой метод является самым точным, в нем приняты допущения, которые не учитывают неоднородность двигателя по материалу, непостоянство теплоемкости и теплоотдачи, которые зависят от скорости вращения двигателя.

В работе для оценки температуры предлагается использовать нейронную сеть, которая хорошо себя зарекомендовала при работе с недетерминированными объектами управления. На вход нейронной сети подаются следующие показания с датчиков: частота вращения, время работы двигателя на заданной частоте, начальная температура, момент сопротивления. Таким образом, составляется таблица для входа нейронной сети, в которой рассчитанная температура одного участка является начальной температурой для следующего. Процесс обучения нейронной сети происходит на множестве соответствующего на бора входов и выходов, в данной задаче выход один — температура. Как только нейронная сеть завершит обучение на подготовленных входных данных, она образует обобщение отношений ввода-вывода и может быть использована для точных прогнозов выходов по ранее неизвестным входам. Для составления таблицы обучения нейронной сети были использованы результаты экспериментов, где температура снималась с датчика температуры KTY-84. Данный датчик выполнен в виде тонких пластинок, которые равномерно распределены внутри двигателя. Такая конструкция позволяет учитывать неравномерность распределения температуры. В качестве испытуемой машины взят трехфазный асинхронный двигатель фирмы Siemens 1A1112B.

Двигатель управляется преобразователем частоты фирмы Siemens PM250. Для разных частот и нагрузок сняты температурные характеристики электродвигателя. Результаты эксперимента представлены на рис. 1. В первый момент времени двигатель крутится на частоте 50 Гц, и с помощью нагрузочной машины к нему приложена нагрузка 15 Н·м; в момент времени t1 к двигателю прикладывается нагрузка 19,7 Н·м, и он продолжает вращаться на той же частоте. В момент, равный t2, задается частота 0, и двигатель начинает тормозиться выбегом. Аналогичным образом получены температурные характеристики при различных заданиях на частоту и с разными моментами сопротивления. По результатам исследований можно сделать вывод, что постоянная нагрева меняется в процессе эксплуатации и зависит от частоты вращения, нагрузки и условий окружающей среды. Нейронная сеть адаптируется под эти изменения, тем самым делая прогнозирование точнее, чем расчетный метод.

Для Цитирования:
Каземирова Ю.К., Дульнев Н.Н., Сафонов Ю.М., Благодаров Д.А., Прогнозирование температуры электродвигателя*. Электроцех. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: