По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.014.543

Прогнозирование потребности в бюджетных средствах при реализации реформ в системе образования

Клячко Татьяна Львовна ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Россия, 119571, Москва, просп. Вернадского, 82, стр. 1. E-mail: information@ranepa.ru
Токарева Галина Световна ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Россия, 119571, Москва, просп. Вернадского, 82, стр. 1. E-mail: information@ranepa.ru

В докладе, положенном в основу данной статьи, строится система прогнозов бюджетного финансирования системы образования и ее уровней, а также задач, которые должны решаться в данной сфере. Представлены три сценария развития образования до 2024 г., определены последствия и риски их реализации. Показано, что основными бенефициарами в получении бюджетных средств в прогнозном периоде являются дошкольное и общее образование. Среднее профессиональное образование проигрывает в бюджетном финансировании практически во всех вариантах прогноза. Что касается рисков развития системы образования, то они прежде всего связаны с недофинансированием программ повышения квалификации педагогических работников.

Статья поступила 12.04.2018 г.

Прогноз численности учащихся в организациях общего образования. Анализ данных по численности населения в возрасте 7–17 лет показывает, что в базовом периоде значение показателя уменьшалось до 2013 г., затем постепенно увеличивалось. Практически такая же тенденция прослеживается в показателе численности детей и подростков, обучающихся в образовательных организациях, реализующих программы общего образования. Здесь значение показателя уменьшалось до 2010 г., далее оно росло и в 2016 г. незначительно превысило значение показателя за 2006 г. Поэтому средний темп прироста составил 0,3%, а общий прирост — 3,5% или 503 тыс. человек. По расчетным данным, с 2017 г. численность обучающихся в образовательных организациях, реализующих программы общего образования, продолжает свой рост, но при этом значение показателя меньше численности населения в возрасте 7–17 лет (10 802 тыс. человек из возможных 16 477 тыс. человек, или 65,6% населения данной возрастной группы охвачены образовательными организациями, реализующими программы общего образования). Далее в течение прогнозного периода разрыв между значениями этих показателей уменьшается и к 2024 г. составляет 17 715 тыс. человек из возможных 18 678 тыс. человек, или 94,8% населения данной возрастной группы будут охвачены образовательными организациями. Поэтому можно предположить улучшение динамики развития этих организаций. Доля детей и подростков 7–18 лет, не обучающихся в образовательных организациях, по отношению к численности обучающихся незначительна (в основном менее 1%) и не повышается; это позволило не учитывать данный фактор при разработке прогноза.

Таким образом, по результатам расчета можно сделать вывод, что показатель числа учащихся в организациях общего образования будет расти, при этом его прирост в 2024 г. составит 2949 тыс. человек, или 20% по сравнению с 2016 г. И несмотря на снижение уровня охвата населения до 65,6% в 2017 г., к 2024 г. этот показатель вновь вырастет и станет достаточно высоким (94,8%). Соответственно будет повышаться потребность в ресурсах, необходимых для обеспечения системы общего образования.

Для Цитирования:
Клячко Татьяна Львовна, Токарева Галина Световна, Прогнозирование потребности в бюджетных средствах при реализации реформ в системе образования. Вопросы культурологии. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: