По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.014.543

Прогнозирование потребности в бюджетных средствах при реализации реформ в системе образования

Клячко Татьяна Львовна ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Россия, 119571, Москва, просп. Вернадского, 82, стр. 1. E-mail: information@ranepa.ru
Токарева Галина Световна ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службыпри Президенте Российской Федерации», Россия, 119571, Москва, просп. Вернадского, 82, стр. 1. E-mail: information@ranepa.ru

В докладе, положенном в основу данной статьи, строится система прогнозов бюджетного финансирования системы образования и ее уровней, а также задач, которые должны решаться в данной сфере. Представлены три сценария развития образования до 2024 г., определены последствия и риски их реализации. Показано, что основными бенефициарами в получении бюджетных средств в прогнозном периоде являются дошкольное и общее образование. Среднее профессиональное образование проигрывает в бюджетном финансировании практически во всех вариантах прогноза. Что касается рисков развития системы образования, то они прежде всего связаны с недофинансированием программ повышения квалификации педагогических работников.

Статья поступила 12.04.2018 г.

Реализация сценариев 1–3 при постепенном росте доли в ВВП бюджетных расходов на образование до 4,6 %. В этом случае бюджетное финансирование образования увеличивается к 2024 г. на 1 % ВВП. За 9 лет это достаточно серьезный маневр в бюджетных расходах, особенно при невысоких темпах роста ВВП. Поэтому важно определить, как данное финансирование разойдется по системе образования (по ее уровням) и тем задачам, которые она призвана решать. И какого эффекта в развитии образования можно ожидать при прогнозном объеме бюджетных расходов по каждому из выделенных направлений.

Кроме того, необходимо определить, достаточен ли он будет, чтобы обеспечить конкурентоспособность российской системы образования в мире.

При росте доли бюджетных расходов на образование в ВВП до 4,6 % в 2024 г. объемы бюджетного финансирования системы образования в ценах 2016 г. вырастут в 1,5 раза (рис. 15).

Объемы бюджетных расходов при реализации сценария 1, когда доля бюджетных расходов в ВВП постепенно повышается до 4,6 %, представлены в табл. 19.

При реализации данного сценария бюджетные расходы на дошкольное образование вырастут в 2024 г. по сравнению с 2016 г. почти в 1,6 раза, на общее образование (включая ДОД) — на 54 %. При этом на среднее профессиональное и высшее образование они вырастут менее чем на 40 % — на 36 и 38 % соответственно (все расчеты — в ценах 2016 г., т.е. в реальном выражении).

В рассматриваемом случае, как и в варианте с ростом доли бюджетных расходов на образование в ВВП до 4,4 %, в 2023 г. происходит резкий рост указанных расходов на 10 %. В 2024 г. их рост также значителен — на 9,4 %.

В остальные годы рост бюджетных расходов на образование должен составить 3,7–5,2 % в реальном выражении, т.е. он будет все равно достаточно высоким.

Можно несколько сгладить «скачок» в 2023 г., если считать, что бюджетный маневр в пользу бюджетной сферы будет проведен раньше — в 2021 или 2022 гг., но представляется, что перед президентскими выборами 2024 г. он более реален. В номинальном выражении бюджетные расходы на образование при повышении их доли в ВВП до 4,6 % в 2024 г. по отношению к 2016 г. вырастут в 2,0 раза (в реальном — в 1,5).

Для Цитирования:
Клячко Татьяна Львовна, Токарева Галина Световна, Прогнозирование потребности в бюджетных средствах при реализации реформ в системе образования. Вопросы культурологии. 2019;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: