По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.014.543

Прогнозирование потребности в бюджетных средствах при реализации реформ в системе образования

Клячко Татьяна Львовна ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Россия, 119571, Москва, просп. Вернадского, 82, стр. 1. E-mail: information@ranepa.ru
Токарева Галина Световна ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Россия, 119571, Москва, просп. Вернадского, 82, стр. 1. E-mail: information@ranepa.ru

В докладе, положенном в основу данной статьи, строится система прогнозов бюджетного финансирования системы образования и ее уровней, а также задач, которые должны решаться в данной сфере. Представлены три сценария развития образования до 2024 г., определены последствия и риски их реализации. Показано, что основными бенефициарами в получении бюджетных средств в прогнозном периоде являются дошкольное и общее образование. Среднее профессиональное образование проигрывает в бюджетном финансировании практически во всех вариантах прогноза. Что касается рисков развития системы образования, то они прежде всего связаны с недофинансированием программ повышения квалификации педагогических работников.

Статья поступила 12.04.2018 г.

Вопросы развития системы образования в средне- и долгосрочной перспективе постоянно встают при определении стратегий развития Российской Федерации. Ранее мы рассмотрели реализованные подходы к реформированию образования, а также те последствия и риски, которые они породили. Как правило, слабая реализация реформаторских идей связана с несколькими факторами:

  1. низкой мотивацией тех, кто должен реализовывать реформы на практике. Исполнители практически никогда не бывают задействованы в выработке решений по реформированию, не стремятся выполнять «внешние» по отношению к ним меры. Другими словами, реформы слабо учитывают интересы задействованных в них групп (даже при повышении заработной платы работников бюджетной сферы полностью эти интересы, последствия и риски не были учтены);
  2. стратегии проведения реформ, как правило, не содержат управленческих механизмов по их имплементации. При реализации реформ разрабатываются управленческие схемы, которые часто не отвечают первоначальным задачам (идепроводимой реформы;
  3. в стратегиях не просчитана или плохо просчитана потребность в ресурсах на реализацию реформ. И даже если потребность в ресурсах определена достаточно точно, то нет схемы действий при уменьшении финансирования, которое является скорее правилом, а не исключением. Во многих случаях потребность в ресурсах ограничивается финансовыми ресурсами без учета такого важнейшего ресурса, как кадровый;
  4. не учитывается (слабо учитываетфактор времени, даже если стратегия имеет временную развертку. Как правило, эта развертка формальна и не учитывает, например, необходимость подготовки кадров для реализации реформы;
  5. слабо учитывается пространственный фактор, реформы системы образования обычно строятся как жестко централизованные, хотя нередко потом в процессе реализации «приобретают» региональные черты (это довольно хорошо продемонстрировал Приоритетный национальный проект «Образование», когда при осуществлении реформаторских мер, они приобретали «региональную» окраску в силу особенностей социально-экономического развития конкретного субъекта Российской Федерации).

В силу сказанного необходимо обеспечить учет указанных факторов при прогнозировании возможностей реализации различных вариантов реформы системы образования.

Для Цитирования:
Клячко Татьяна Львовна, Токарева Галина Световна, Прогнозирование потребности в бюджетных средствах при реализации реформ в системе образования. Вопросы культурологии. 2018;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: