Вопросы развития системы образования в средне- и долгосрочной перспективе постоянно встают при определении стратегий развития Российской Федерации. Ранее мы рассмотрели реализованные подходы к реформированию образования, а также те последствия и риски, которые они породили. Как правило, слабая реализация реформаторских идей связана с несколькими факторами:
- низкой мотивацией тех, кто должен реализовывать реформы на практике. Исполнители практически никогда не бывают задействованы в выработке решений по реформированию, не стремятся выполнять «внешние» по отношению к ним меры. Другими словами, реформы слабо учитывают интересы задействованных в них групп (даже при повышении заработной платы работников бюджетной сферы полностью эти интересы, последствия и риски не были учтены);
- стратегии проведения реформ, как правило, не содержат управленческих механизмов по их имплементации. При реализации реформ разрабатываются управленческие схемы, которые часто не отвечают первоначальным задачам (идепроводимой реформы;
- в стратегиях не просчитана или плохо просчитана потребность в ресурсах на реализацию реформ. И даже если потребность в ресурсах определена достаточно точно, то нет схемы действий при уменьшении финансирования, которое является скорее правилом, а не исключением. Во многих случаях потребность в ресурсах ограничивается финансовыми ресурсами без учета такого важнейшего ресурса, как кадровый;
- не учитывается (слабо учитываетфактор времени, даже если стратегия имеет временную развертку. Как правило, эта развертка формальна и не учитывает, например, необходимость подготовки кадров для реализации реформы;
- слабо учитывается пространственный фактор, реформы системы образования обычно строятся как жестко централизованные, хотя нередко потом в процессе реализации «приобретают» региональные черты (это довольно хорошо продемонстрировал Приоритетный национальный проект «Образование», когда при осуществлении реформаторских мер, они приобретали «региональную» окраску в силу особенностей социально-экономического развития конкретного субъекта Российской Федерации).
В силу сказанного необходимо обеспечить учет указанных факторов при прогнозировании возможностей реализации различных вариантов реформы системы образования.