По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.14

Прогнозирование потребности в бюджетных средствах при реализации реформ в системе образования

Т. Л. Клячко д-р экон. наук, профессор, директор ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС,
Г. С. Токарева науч. сотр. ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС

(Окончание. Начало см. в № 5, 6). В Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС ) подготовлена научно-исследовательская работа «Реформирование системы образования в России: результаты и последствия». Исследование провела группа экспертов РАНХиГС под руководством Т.Л. Клячко. Предлагаем вашему вниманию статью, в которой строится система прогнозов бюджетного финансирования в области образования и ее уровней, а также задач, которые должны решаться в данной сфере. Представлены три сценария развития образования до 2024 г., определены последствия и риски их реализации.

Анализ данных по численности населения в возрасте 7–17 лет показывает, что в базовом периоде значение показателя уменьшалось до 2013 г., затем постепенно увеличивалось. Практически такая же тенденция прослеживается в показателе численности детей и подростков, обучающихся в образовательных организациях, реализующих программы общего образования. Здесь значение показателя уменьшалось до 2010 г., далее оно росло и в 2016 г. незначительно превысило значение показателя за 2006 г. Поэтому средний темп прироста составил 0,3%, а общий прирост — 3,5% или 503 тыс. чел. По расчетным данным с 2017 г. численность обучающихся в образовательных организациях, реализующих программы общего образования, продолжает свой рост, но при этом значение показателя меньше численности населения в возрасте 7–17 лет (10 802 тыс. чел. из возможных 16 477 тыс. чел. или 65,6% населения данной возрастной группы охвачены образовательными организациями, реализующих программы общего образования). Далее в течение прогнозного периода разрыв между значениями этих показателей уменьшается и к 2024 г. составляет 17 715 тыс. чел. из возможных 18 678 тыс. чел. или 94,8% населения данной возрастной группы будут охвачены образовательными организациями. Поэтому можно предположить об улучшении динамики развития этих организаций. Доля детей и подростков 7–18 лет, не обучающихся в образовательных ор ганизациях, по отношению к численности обучающихся незначительна (в основном менее 1%) и не повышается; это позволило не учитывать данный фактор при разработке прогноза.

Таким образом, по результатам расчета можно сделать вывод, что показатель числа учащихся в организациях общего образования будет расти, при этом его прирост в 2024 г. составит 2949 тыс. чел. или 20%, по сравнению с 2016 г. И не смотря на снижение уровня охвата населения до 65,6% в 2017 г., к 2024 г., этот показатель вновь вырастит и станет достаточно высоким (94,8%). Соответственно, будет повышаться потребность в ресурсах, необходимых для обеспечения системы общего образования.

Для Цитирования:
Т. Л. Клячко, Г. С. Токарева, Прогнозирование потребности в бюджетных средствах при реализации реформ в системе образования. Юрист ВУЗа. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: