Реализация сценариев 1–3 при постепенном росте доли в ВВП бюджетных расходов на образование до 4,4%.
Теперь рассмотрим реализацию трех сценариев при условии, что доля бюджетных расходов на образование в ВВП повышается к 2024 г. до 4,4%. Понятно, что получаемые результаты будут схожи по своей сути с результатами, когда доля бюджетных расходов в 2024 г. составила 4%. Вопрос в данном случае о конкретных объемах бюджетных средств, которые поступят на тот или иной уровень образования. Это в дальнейшем позволит оценить достаточность или, напротив, недостаточность выделяемых бюджетных средств для обеспечения нормального функционирования системы образования и, прежде всего, ее дошкольного и общего образования, которые «ответственны» в наибольшей мере за ранее развитие детей (фундамент формирования человеческого капитала и его сохранения), а также за социализацию подрастающего поколения. Кроме того, школьное образование является обязательным, а дополнительное образование детей (включено в рамках нашего прогноза в общее образование) все активнее рассматривается, как необходимое условие индивидуализации образовательных траекторий, позволяющее наиболее гибко подстроить образовательные программы под потребности конкретного ребенка. Соответственно, чем больше бюджетных средств будет направляться на развитие ДОД, тем более эффективно можно будет обеспечивать разнообразие в системе образования детей и молодежи 5–18 лет, а также их профориентацию (выявление способностей и склонностей) на стадии общего образования. При этом можно будет избежать профильности старшей школы, тем более что большинство родителей, как показывают социологические опросы, считают необходимым дать детям универсальное, а не профильное школьное образование1 .
В таблице 15 представлены объемы бюджетного финансирования различных уровней образования, а также других задач по развитию данной сферы при реализации сценария 1 и росте доли бюджетных расходов на образование в ВВП к концу прогнозного периода до 4,4%.