Статья поступила 13 августа 2020 г.
В настоящее время развитие сельских территорий происходит неравномерно. Несмотря на динамичный рост агропромышленного комплекса, уровень и качество жизни сельского населения отстают от уровня жизни в городах, что привело к росту миграционного оттока сельского населения [8]. Однако в перспективе принятие на федеральном уровне Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, которая направлена на создание условий для обеспечения повышения качества и уровня жизни сельского населения, должно изменить существующую тенденцию. В связи с этим происходит постоянное перераспределение человеческих ресурсов, что существенно влияет на количество и качество кадрового потенциала как в регионе, и на конкретных сельских территориях. Поэтому для предприятий агропромышленного комплекса необходимо качественное прогнозирование основных показателей развития человеческих ресурсов для формирования оптимальных управленческих решений относительно своего развития.
Цель исследования: оценить возможность использования прогнозов основных показателей развития человеческих ресурсов для определения кадрового потенциала отрасли.
Задачи исследования: рассмотрение существующих методик прогнозирования основных показателей развития человеческих ресурсов; определение их особенностей в зависимости от целей применения; обоснование необходимости и возможности их применения при определении кадрового потенциала в сельскохозяйственных организациях.
В отечественной и зарубежной практике применяются различные методы прогнозирования основных показателей развития человеческих ресурсов и их сочетание в зависимости от уровня их применения (организация, регион, отрасль, страна) [6, 7]. Методологические аспекты кадрового прогнозирования в своих трудах рассматривают Борисова Н.И. и Маликова Д.С. [1]. Проблемы кадрового обеспечения сельского хозяйства исследуют Козлов А.В. [2], Меренкова И.Н. и Перцев В.Н. [3]. В то же время проблемы прогнозирования и формирования кадрового потенциала изучены недостаточно полно. При проведении исследования были использованы общенаучные и специальные методы, а также приемы систематизации и обобщения теоретического материала и аналитических результатов.