По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.5.012.2

Прогнозирование на предприятии

Практическая задача прогнозирования как одного из элементов хозяйственного управления состоит в определении реальности и целесообразности намеченной стратегии действий. Поэтому прогнозирование имеет значительное сходство с планированием, но при этом задача прогнозирования сводится к формированию возможных предпосылок для принятия правильных решений по планированию. Составление прогноза — не разовая задача, и оно является обязательной составной частью планирования. Надежность прогнозирования в значительной степени определяется полнотой и достоверностью используемой информации, которую предприятие должно накапливать и систематизировать в банке (базе) данных и анализировать.

Предварительной основой для формирования программ и планов производства и развития любого предприятия является прогнозирование, представляющее действия, направленные на выявление и изучение возможных вариантов такого функционирования и развития.

Главная роль в прогнозировании отводится возможностям системы сбыта продукции. Основная цель прогноза — определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.

При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные — на 1–1,5 года, среднесрочные — на 4– 6 лет и долгосрочные — на 10–15 лет.

Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений валют и кредитных условий. Учитываются также временные, случайные факторы.

Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.

В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования) и методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и имеющихся данных у специалистов по данному товару и рынку.

Прогноз сбыта является, как упоминалось, основой для составления плана производства и реализации продукции предприятия.

Основная функция прогнозирования состоит в обосновании возможного состояния объекта в будущем и определении альтернативных путей и сроков достижения поставленных целей. Данный вид прогноза носит вероятностный характер, но обладает определенной степенью достоверности.

На практике прогноз — это предплановый документ, фиксирующий вероятную степень достижения поставленных целей в зависимости от масштаба и способа будущих действий. Методы прогнозирования можно разделить на пассивные и активные. Пассивный прогноз основан на изучении экономических процессов, обладающих довольно выраженной инертностью; активный (или целевой) прогноз основан на системе моделей и приемов, учитывающих возможность воздействия на общий ход экономических процессов.

Для Цитирования:
Прогнозирование на предприятии. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2016;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: