Предварительной основой для формирования программ и планов производства и развития любого предприятия является прогнозирование, представляющее действия, направленные на выявление и изучение возможных вариантов такого функционирования и развития.
Главная роль в прогнозировании отводится возможностям системы сбыта продукции. Основная цель прогноза — определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.
При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные — на 1–1,5 года, среднесрочные — на 4– 6 лет и долгосрочные — на 10–15 лет.
Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений валют и кредитных условий. Учитываются также временные, случайные факторы.
Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.
В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования) и методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и имеющихся данных у специалистов по данному товару и рынку.
Прогноз сбыта является, как упоминалось, основой для составления плана производства и реализации продукции предприятия.
Основная функция прогнозирования состоит в обосновании возможного состояния объекта в будущем и определении альтернативных путей и сроков достижения поставленных целей. Данный вид прогноза носит вероятностный характер, но обладает определенной степенью достоверности.
На практике прогноз — это предплановый документ, фиксирующий вероятную степень достижения поставленных целей в зависимости от масштаба и способа будущих действий. Методы прогнозирования можно разделить на пассивные и активные. Пассивный прогноз основан на изучении экономических процессов, обладающих довольно выраженной инертностью; активный (или целевой) прогноз основан на системе моделей и приемов, учитывающих возможность воздействия на общий ход экономических процессов.