Многие аспекты проблемы недостаточно изучены, хотя проведено большое количество исследований. Глазная патология является частым осложнением черепномозговых повреждений. Согласно литературным данным, в структуре первичной инвалидности по зрению глазная патология составляет 23%. При краниоорбитальных травмах повреждения зрительного нерва встречаются в 11,2%, а при ЧМТ — в 0,5– 5% случаев. Вследствие развития травматической оптической нейропатии после тяжелых травм глаза стойкая утрата зрения может наступить в 50% наблюдений [1–9].
Проблема диагностики и лечения больных с ЧМТ актуальна не только для нейрохирургов, но и для специалистов различного профиля, таких как неврологи, рентгенологи, физиологи, патологические анатомы, офтальмологи, организаторы здравоохранения и др. [10–15].
Цель исследования — изучить состояние глазного дна и зрительного нерва у пострадавших с черепно-мозговой травмой легкой степени в остром периоде; оценить значение факторов, определяющих функциональную активность зрительного анализатора у больных с легкой черепно-мозговой травмой; рассмотреть в ранние сроки динамику зрительных расстройств с определением вида и частоты глазной патологии после легкой черепно-мозговой травмы.
Настоящая работа основана на анализе данных исследования больных отделения нейрохирургии Ошской городской клинической больницы.
Среди пострадавших преобладали больные в возрасте 20–39 лет (53–48,2%), затем идут больные в возрасте 40–59 лет (34–30,9%), до 19 лет — 15 больных (13,6%), а больные старше 60 лет составили всего 5 случаев (7,3%) (рис. 1).
Офтальмологические методы охватывали следующие исследования (риc. 2): визометрия, офтальмоскопия, периметрия, мониторинг АД, допплерография, реоэнцефалография, триплексное сканирование, оптическая когерентная томография, УЗИ зрительных нервов, МРТ зрительных нервов.
Визометрия осуществлялась по таблицам Головина — Сивцева или с помощью проектора знаков ПОЗД-1 без коррекции и с коррекцией. Глазное дно осматривалось при прямой и обратной офтальмоскопии офтальмоскопом в динамике два раза в неделю в течение острого периода ЧМТ. Для характеристики периферического зрения выполняли кинетическую периметрию на сферическом периметре «Перитест-300». Состояние церебрального кровотока изучалось с помощью транскраниальной допплерографии интракраниальных сосудов на ультразвуковом сканере Aspen (Acuson, США) с определением максимальной систолической линейной скорости кровотока (ЛСК) и индекса резистентности в средних мозговых артериях (СМА). Для дополнительного исследования церебральной гемодинамики с учетом состояния сосудистого тонуса артерий, артериол, венул, венозного оттока мы использовали методику реоэнцефалографии (РЭГ). Трехмерную топографию дисков зрительных нервов (ДЗН) изучали с помощью спектрального оптического когерентного томографа Zeiss (ФРГ). Для изучения застойных ДЗН мы исследовали площадь ДЗН и объем нейроретинального ободка. Анализ стереометрических параметров ДЗН проведен 20 пациентам с легкой ЧМТ.