По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Профориентация школьников: региональный аспект

Людмила Низова доктор экономических наук, профессор кафедры социальных наук и технологий, Поволжский государственный технологический университет
Екатерина Андреева магистрант, Поволжский государственный технологический университет
Ключевые слова:

Существующая система образования в условиях нестабильной геополитической обстановки вокруг нашей страны должным образом не обеспечивает подготовку квалифицированных кадров по востребованным профессиям на рынке труда, что усиливает социальное неравенство среди социальных групп, которое может привести к массовой маргинализации населения. В целях предотвращения данной проблемы все бóльшую актуальность приобретает построение новой системы образования подрастающего поколения, направленной на всестороннее развитие интеллектуальных и творческих способностей молодых людей.

Литература:

1. Федеральный закон от 19.04.1991 № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации» [Текст] [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативнотехнической документации. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru / document / 9005389.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативнотехнической документации. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru / document / 902389617.

3. Приказ Минтруда России от 23.08.2013 № 380н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования» [Текст] [Электронный ресурс] // Информационноправовой портал «Гарант». — Режим доступа: http://base.garant.ru / 70491764.

4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.03.2018 // Российская газета. — 2018. — № 46 (7509). — С. 2–3.

5. Административный регламент Департамента государственной службы занятости населения Республики Марий Эл от 13.05.2014 № 62-П предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования [Текст] [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативнотехнической документации. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru / document / 430564533.

6. Андреева Е. А. Форма сопровождения выпускников школ / Е. А. Андреева, Л. М. Низова // Служба занятости. — 2016. — № 6. — С. 36–39.

7. Антипова Е. И. Современное образование — направленность на профессиональную ориентацию / Е. И. Антипова // Евразийский союз ученых. — 2015. — № 6–6 (15). — С. 52–54.

8. Васенкина С. Н. Концепция профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений в современных условиях / С. Н. Васенкина // Электронный научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://human.snauka.ru / 2015 / 12 / 13369.

9. Дементьев И. В. Генезис и понятие профориентации в педагогической науке и практике / И. В. Дементьев // Научные труды Республиканского института высшей школы: сборник научных статей: в 2 ч. / под ред. В. Ф. Берков. — Минск: РИВШ БГУ, 2008. — Вып. 6. Ч. 2: Исторические и психолого-педагогические науки / под ред. В. Ф. Берков. — Минск: РИВШ БГУ, 2008. — С. 32–33.

10. Низова Л. М. Профессиональная ориентация как фактор формирования трудовых кадров / Л. М. Низова, Е. А. Андреева // Кадровик. — 2017. — № 12. — С. 93–98.

11. Низова Л. М. Профессиональная ориентация школьной молодежи в сельской местности (на примере Республики Марий Эл) / Л. М. Низова, Е. А. Андреева // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2017. — № 8. — С. 64–68.

Условия рыночной экономики предъявляют новые требования к профессиям, которые должны быть усвоены субъектами рынка труда как составными единицами в системе функционирования трудовых ресурсов.

Для раскрытия таланта, реализации устремлений школьников с нового учебного года в Российской Федерации планируется запуск профориентационного проекта «Билет в будущее», который «позволит ребятам попробовать себя в деле, в будущей профессии, в ведущих компаниях страны» [4].

Важность проведения профессиональной ориентации среди школьников определяет тот факт, что две трети выпускников общеобразовательных учреждений в России не определяются с выбором профессии. Кроме этого, данные выборочного наблюдения трудоустройства показывают, что 34 % в России и 60 % выпускников образовательных организаций в Республике Марий Эл (далее — РМЭ) после получения профессии работают не по специальности, то есть каждый третий выпускник образовательных учреждений становится дипломированным безработным [6].

Главными причинами сложившейся ситуации можно считать то, что государственная система образования не ориентирована на решение задач общества или развития экономики, так как все усилия общеобразовательной системы направлены лишь на успешную реализацию образовательных программ и полученная специальность не представляет для выпускников профессионального интереса [11].

Профессиональная ориентация представляет собой деятельность, направленную на ориентацию человека в мире профессий, целью которой является удовлетворение потребностей отдельной личности [10].

Современное образование при организации профориентации должно быть направлено на внедрение новаторских способов обучения предмету, новым способам привития заинтересованности ученика в познании [7]. В то же время оно должно строиться на основе учета индивидуальных особенностей и пожеланий учащихся, а также соответствовать его состоянию здоровья [8]. В связи с этим профессиональная ориентация является частью культурной жизни общества, связанной с профессиональным самоопределением личности, осуществляемым путем содействия в выборе оптимальной сферы деятельности человека с учетом его индивидуальных потребностей [9].

Для Цитирования:
Людмила Низова, Екатерина Андреева, Профориентация школьников: региональный аспект. Служба занятости. 2018;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: