Условия рыночной экономики предъявляют новые требования к профессиям, которые должны быть усвоены субъектами рынка труда как составными единицами в системе функционирования трудовых ресурсов.
Для раскрытия таланта, реализации устремлений школьников с нового учебного года в Российской Федерации планируется запуск профориентационного проекта «Билет в будущее», который «позволит ребятам попробовать себя в деле, в будущей профессии, в ведущих компаниях страны» [4].
Важность проведения профессиональной ориентации среди школьников определяет тот факт, что две трети выпускников общеобразовательных учреждений в России не определяются с выбором профессии. Кроме этого, данные выборочного наблюдения трудоустройства показывают, что 34 % в России и 60 % выпускников образовательных организаций в Республике Марий Эл (далее — РМЭ) после получения профессии работают не по специальности, то есть каждый третий выпускник образовательных учреждений становится дипломированным безработным [6].
Главными причинами сложившейся ситуации можно считать то, что государственная система образования не ориентирована на решение задач общества или развития экономики, так как все усилия общеобразовательной системы направлены лишь на успешную реализацию образовательных программ и полученная специальность не представляет для выпускников профессионального интереса [11].
Профессиональная ориентация представляет собой деятельность, направленную на ориентацию человека в мире профессий, целью которой является удовлетворение потребностей отдельной личности [10].
Современное образование при организации профориентации должно быть направлено на внедрение новаторских способов обучения предмету, новым способам привития заинтересованности ученика в познании [7]. В то же время оно должно строиться на основе учета индивидуальных особенностей и пожеланий учащихся, а также соответствовать его состоянию здоровья [8]. В связи с этим профессиональная ориентация является частью культурной жизни общества, связанной с профессиональным самоопределением личности, осуществляемым путем содействия в выборе оптимальной сферы деятельности человека с учетом его индивидуальных потребностей [9].