По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.6 (031)

Профилактика воздействия вредных факторов труда работников локомотивных бригад

Вильк Михаил Франкович д-р мед. наук, профессор, директор, ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены» Роспотребнадзора, 125438, г. Москва, Пакгаузное ш., д. 1, корп. 1, e-mail: franco8@rambler.ru
Капцов Валерий Александрович д-р мед. наук, профессор, член-корр. РАН, заведующий отделом гигиены труда, ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены» Роспотребнадзора, 125438, г. Москва, Пакгаузное ш., д. 1, корп. 1, ORCID. ID 0000-0002-3130-2592, e-mail: kapcovva@rambler.ru
Бойкова Лада Викторовна заведующая лабораторией СОУТ ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены» Роспотребнадзора, 125438, г. Москва, Пакгаузное ш., д. 1, корп. 1, e-mail: Boykova_LV@vniijg.ru
Попова Ирина Борисовна мл. науч. сотрудник, ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены» Роспотребнадзора, 125438, г. Москва, Пакгаузное ш., д. 1, корп. 1

Исследованы условия труда, вредные и опасные производственные факторы, воздействующие на членов локомотивных бригад, идентифицируемые в соответствии с Классификатором[footnote]1[/footnote] при проведении специальной оценки условий труда. Показано, что вредные производственные факторы при определенных условиях (интенсивность, длительность, комплексность воздействия) могут влиять на состояние основных физиологических функций, повысить частоту соматических заболеваний, производственно обусловленных и профессиональных заболеваний, что требует разработки планов мероприятий по нормализации условий труда. Работа в условиях превышения гигиенических нормативов является нарушением федеральных законов [footnote]2[/footnote] и основанием для применения органами Госсанэпиднадзора и другими контролирующими организациями предоставленных им законом санкций за вредные и опасные условия труда. Показаны пути снижения влияния вредных факторов за счет проведения организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и психофизиологических мероприятий.

Литература:

1. Якунин В. И. Железнодорожный транспорт и экономическое развитие России // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. — 2011. — № 3.

2. Сидоров Ю. П., Васильева Д. Н. Шумовое загрязнение на рабочих местах локомотивных бригад современного подвижного состава железных дорог России / Труды X международной науч.-практ. конф. — М.: МИИТ, 2014.

3. Лосавио Н. Г., Васильева Д. Н., Дергилева Я. В. Особенности применения нового национального стандарта для измерений уровня звука в 181 кабине электропоездов при проведении специальной оценки условий труда / Инновации и исследования в транспортном комплексе: мат-лы III международной науч.-практ. конф. — Курган: ОрИПС, 2015. — Ч. II. — С. 24–29.

4. Лосавио Н. Г., Васильева Д. Н. Исследования шума в кабинах локомотивов // Мир транспорта. — 2015. — № 5. — С. 222–229.

5. Леонова Е. С. Медико-социальная и экономическая эффективность профилактики нарушений зрения у машинистов локомотивов // Здоровье и образование в XXI веке. — 2011 — Т. 13, № 3.

6. Груничев Н. С., Архипов Н. А., Аксенов С. А. Пути снижения шума в кабинах локомотивов на железнодорожном транспорте // Безопасность жизнедеятельности. — 2010. — № 2. — С. 178–182.

7. Handbook of Noise and Vibration. M. J. Crocker, Willey 2007, 1569 p. 31.

8. Колесников И. В., Пронников Ю. В. Звукоизолирующие и звукопоглощающие характеристики кабин локомотивов // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. — 2011. — № 2. — С. 13–16.

9. Баранова Л. Н. Динамика психоэмоционального статуса у работников локомотивных бригад с артериальной гипертонией на фоне общей магнитотерапии // J. of Siberian medical sciences. — 2014. — № 3.

10. Крюков Н. Н., Габерман О. Е. Распространенность артериальной гипертонии у работников локомотивных бригад // Известия Самарского научного центра РАН. — 2010. — Т. 12, № 1 (6).

11. Панкова В. Б., Капцов В. А, Каськов Ю. Н. Гигиеническое обоснование риска развития профессиональной тугоухости у работников локомотивных бригад // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. — 2006. — № 3 (49).

12. Плеханов А. Н., Николайчук И. В. Предрейсовые медицинские осмотры. Здоровье и безопасность // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. — 2010. — № 3 (73).

13. Копытенкова О. И., Алиев О. Т. Психофизиологические методы для определения профессиональной пригодности машинистов железнодорожного транспорта // Науковедение. — 2014. — № 5 (24).

14. Філатова I. B., Шевченко В. Є. Дослідження психічних процесів у діяльності поїзних диспетчерів // J. Environment & Health 2011; 4.

15. Елизаров Б. Б., Таливанова Р. В., Коротич Л. П., Синявская Т. П. Комлева Е. А. Кокшарова С. В., Филипович Н. А. Методические рекомендации по снижению вредного воздействия неустранимых вредных производственных факторов на рабочих местах основных профессий и должностей работников железнодорожного транспорта (утв. 09.03.2004 ОАО «РЖД»).

В настоящее время на работников локомотивных бригад может воздействовать целый ряд вредных и (или) опасных производственных факторов: виброакустические (шум, общая и локальная вибрация, инфразвук), химический фактор (для тепловозов), световая среда (в кабине локомотива), тяжесть и напряженность трудового процесса [1].

Целью данной работы стала оценка условий труда, их влияние на состояние основных жизнеобеспечивающих функций и разработка мероприятий по оптимизации режимов труда, профилактике воздействия вредных и опасных производственных факторов, сохранению здоровья и высокой работоспособности машинистов и их помощников.

Для достижения поставленной цели была проведена специальная оценка условий труда машинистов и их помощников, работающих на различных типах подвижного состава с использованием общепринятых гигиенических методов исследования шума, вибрации, освещенности, параметров микроклимата, химического состава воздуха кабин современных локомотивов, изучено их влияние на состояние основных физиологических систем организма. Проведенный анализ полученных материалов позволил сформулировать основные организационные, технические, санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия, реализованные на сети железных дорог. Измерения были проведены при проведении СОУТ в 2016 г. на рабочих местах работников локомотивных бригад Дирекции тяги.

Основными источниками шума на локомотиве являются генератор, тяговые двигатели, вентиляторы, ходовые части. В кабине электровоза во время движения со скоростью 20–100 км/ч при закрытых окнах уровень эквивалентного звукового давления составлял 47–72 дБА, во время стоянки с работающим двигателем — 52– 63 дБА, при одновременном разговоре машиниста с диспетчером — 61–78 дБА, в машинном отделении во время движения — до 78 дБА [2–4]. Значительные превышения уровня шума фиксировались в машинном отделении тепловоза, в котором работники локомотивных бригад осуществляли контроль работы агрегатов двигателя при движении локомотива. Даже непродолжительное время пребывания в данных условиях может существенно повлиять на общую оценку условий труда при расчете эквивалентного уровня звука и вывести работника во вредный класс условий труда.

Для Цитирования:
Вильк Михаил Франкович, Капцов Валерий Александрович, Бойкова Лада Викторовна, Попова Ирина Борисовна, Профилактика воздействия вредных факторов труда работников локомотивных бригад. Санитарный врач. 2019;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: