По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.6.027

Профилактика нарушений психического здоровья в работе медицинской сестры

Скворцов В.В. д-р мед. наук, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 400066, г. Волгоград, пл. Павших борцов, д. 1, E-mail: vskvortsov1@ya.ru
Тумаренко А.В. канд. мед. наук, ассистент кафедры пропедевтики внутренних болезней, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 400066, г. Волгоград, пл. Павших борцов, д. 1, E-mail: ВолггМУ, 2titan@bk.ru
Скворцова Е.М. врач общей практики клиники «Медси», Волгоград
Луговкина А.А. студентка 3-го курса лечебного факультета, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 400066, г. Волгоград, пл. Павших борцов, д. 1

Данная статья посвящена современным представлениям о возникновении стресса, а также о способах коррекции данного состояния у сестринского персонала.

Литература:

1. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни: учеб. пособие для высшей школы. — 3-е изд. / Г.П. Артюнина., С.А. Игнатькова — М.: Академический проект, 2007. — 560 с.

2. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. — 6-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2008. — 416 с.

3. Головачева Т.В., Скворцов В.В., Скворцов К.Ю. К вопросу о безопасности применения антидепрессантов в кардиологической практике // Психические расстройства в общей медицине. — 2008. — № 4. — С. 51–65.

4. Прохорова Э.М. Валеология: учебное пособие для высшей школы. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 225 с.

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2006. — 320 с.

6. Справочник медсестры / В.Д. Трифонов, Г.Н. Родионова, М.М. Бигбаева и др. / Под ред. Ю.Ю. Елисеева. — М.: ЭКСМО, 2003. — 894 с.

7. Физиологические основы здоровья человека: учебник для медвузов / Под ред. Б.И. Ткаченко. — СПб. — Архангельск: Изд. центр Север. гос. мед. ун-та, 2001. — 726 с.

8. Скворцов В.В. Внутренние болезни. — М.: Эксмо, 2010. — 1072 с.

9. Скворцов В.В., Тумаренко А.В., Одинцов В.В., Скворцова Е.М. Диагностика и лечение астеноневротического синдрома // Поликлиника. — 2011. — № 2. — С. 51–53.

10. Скворцов В.В., Скворцова Е.М. Астеноневротический синдром // Медицинская сестра. — 2016. — № 3. — С. 35–38.

11. Скворцов В.В., Скворцова Е.М. Астеноневротический синдром с точки зрения терапевта // Медлайн-Экспресс. — 2004. — № 10. — С. 59–61.

Психическое здоровье ассоциируется с потребностью самореализации человека как личности, т. е. обеспечивает ту сферу жизни, которую называют социальной. Человек реализует себя в обществе в том случае, если он имеет хороший уровень психической энергии, определяющий его работоспособность, и в то же время гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу.

Кроме того, для здоровой личности характерна устойчивая «Я-концепция» (восприятие или оценка самого себя) — позитивная, адекватная, стабильная самооценка.

Стресс — это защитно-приспособительная реакция организма в ответ на чрезвычайно сильные или длительно действующие раздражители.

Дистресс — одна из форм стресса, «плохой стресс», отрицательная неспецифическая реакция организма на неблагоприятное внешнее воздействие, синдром, приобретающий патологический вид.

У современного человека и медработника, находящегося постоянно под воздействием стрессовых ситуаций, нередко развиваются болезни нервной системы, которые объединены в группу невротических расстройств.

Невротические расстройства — это группа психогенно обусловленных болезненных состояний, объединенных тремя основными признаками:

• все они относятся к функциональным видам расстройств, т. е. не сопровождаются органическим поражением головного мозга;

• имеют невротический уровень проявления, т. е. больной не утрачивает контакта с реальной действительностью (нет бреда, галлюцинаций);

• расстройство имеет четкую связь с провоцирующим фактором.

Профилактика психического стресса (психопрофилактика) заключается в следующих мероприятиях:

• повышении устойчивости к стрессу — заключается в психологической подготовке человека к встрече со стрессовыми ситуациями, вооружение его соответствующей философией, приобретение навыков управления состоянием психики;

• отреагировании отрицательных эмоций — может быть непосредственным либо в позже смоделированной ситуации. Формы реагирования: агрессия с двигательным возбуждением (чаще у холериков), речевое возбуждение с руганью (чаще у сангвиников), слезы (у людей меланхолического склада);

Для Цитирования:
Скворцов В.В., Тумаренко А.В., Скворцова Е.М., Луговкина А.А., Профилактика нарушений психического здоровья в работе медицинской сестры. Медсестра. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: