По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2

Профилактика конфликтов как фактор эффективной работы медицинской организации

Шушпанова Т. Н. главная медицинская сестра, Областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Санаторий «Красиво» 309368, Белгородская область, Борисовский район, хутор Никольский, д. 1а, E-mail: lida.vasilchenko.80@mail.ru

Важным звеном управления медицинским персоналом являются главные и старшие медицинские сестры. Как правило, это специалисты, обладающие многолетним практическим опытом работы и наделенные соответствующими занимаемой должности полномочиями. Главной составляющей их деятельности является организация сестринского и младшего медицинского персонала на выполнение задач подразделения, в том числе предотвращение конфликтных ситуаций в коллективе. Работа с человеком предполагает в той или иной степени выраженное интенсивное и продолжительное общение. От умения общаться, устанавливать и развивать взаимоотношения с людьми во многом зависит профессиональная успешность сотрудника. Использование методики определения конфликтной личности для предупреждения возможных конфликтных ситуаций и вариантов профилактической работы позволяет снизить риск возникновения конфликтов.

Литература:

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М.: МГУ, 2000. — С. 14.

2. Анцупов А. Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — М.: Юнити-дана, 2004. — 234 с.

3. Бандурка А. М. и др. Психология управления / А. М. Бандурка и др. — Харьков: Фортунапресс; Симферополь: Реноме, 2008 — С. 75.

4. Бородкин Ф. М. Внимание: конфликт! / Ф. М. Бородкин, Н. Ф. Коряк. — Новосибирск: Наука, 2009. — 79 с.

5. Вершинин М. С. Конфликтология: Конспект лекций. — СПб.: Михайлов, 2003. — С. 15.

6. Галицкая И. К. Управление конфликтами и стрессами в среде сестринского персонала ЛПУ // Главная медицинская сестра. — 2006. — № 2. — С. 17.

7. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2006. — 201 с.

8. Двойников С. И. и др. Теория сестринского дела: Учеб. пособие для студентов ВС/ С. И. Двойников и др. — Самара: Перспектива, 2002. — 160 с.

9. Двойников С. И. Качество трудовой жизни сестринского персонала — стимул роста эффективности его труда /С. И. Двойников, Л. А. Карасева // Главная медицинская сестра. — 2001. — № 7. — С. 23–27.

10. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии: Учеб. пособие. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2004. — С. 82.

11. Козырев Г. Л. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие. — М.: Владос, 2001. — С. 125.

Общеизвестно, что развитие любого общества представляет собой сложный процесс, который совершается на основе зарождения, развертывания и разрешения объективных противоречий. Функционирование медицинской организации — процесс, который может сопровождаться сложными психологическими ситуациями. Так, одним из главных условий планирования деятельности организации здравоохранения должно стать предупреждение превалирования негативных эмоций, изменения привычных параметров общения, искажения восприятия информации, отсутствия обратной связи и обучение всех сотрудников профилактике конфликтов. Конфликт — способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия оппонентов, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся негативными эмоциями [3]. По определению А. Н. Кошелева и Н. Н. Иванниковой, «конфликт — это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, который приводит к борьбе». Противоборство может быть более или менее интенсивным и насильственным. «Интенсивность означает вкладываемую участниками энергию и вместе с тем социальную важность отдельных конфликтов». Форма столкновений — насильственная или ненасильственная — зависит от множества факторов, в том числе и от наличия реальных условий и возможностей (механизмов) ненасильственного разрешения конфликта и целей, прес ледуемых с убъек тами противоборства [1].

Конфликты, возникающие в медицинских организациях, при социальном взаимодействии во многом специфичны и нуждаются в изучении. Сегодня персонал каждой медицинской организации является важнейшим стратегическим фактором, определяющим ее будущее. Необходимо заметить, что персонал организации — это совокупность личностей (медицинских работников), каждая из которых обладает особой индивидуальностью, интеллектом, способностью к саморазвитию и творчеству. В связи с этим работники медицинской организации рассматриваются уже не просто как личности, а в социально-культурном аспекте, то есть действующими в единой команде, объединившись на добровольной основе. Особую значимость приобретает решение данной проблемы в сфере здравоохранения в связи с задачами, поставленными в «Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года» [4].

Для Цитирования:
Шушпанова Т. Н., Профилактика конфликтов как фактор эффективной работы медицинской организации. Медсестра. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: