Общеизвестно, что развитие любого общества представляет собой сложный процесс, который совершается на основе зарождения, развертывания и разрешения объективных противоречий. Функционирование медицинской организации — процесс, который может сопровождаться сложными психологическими ситуациями. Так, одним из главных условий планирования деятельности организации здравоохранения должно стать предупреждение превалирования негативных эмоций, изменения привычных параметров общения, искажения восприятия информации, отсутствия обратной связи и обучение всех сотрудников профилактике конфликтов. Конфликт — способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия оппонентов, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся негативными эмоциями [3]. По определению А. Н. Кошелева и Н. Н. Иванниковой, «конфликт — это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, который приводит к борьбе». Противоборство может быть более или менее интенсивным и насильственным. «Интенсивность означает вкладываемую участниками энергию и вместе с тем социальную важность отдельных конфликтов». Форма столкновений — насильственная или ненасильственная — зависит от множества факторов, в том числе и от наличия реальных условий и возможностей (механизмов) ненасильственного разрешения конфликта и целей, прес ледуемых с убъек тами противоборства [1].
Конфликты, возникающие в медицинских организациях, при социальном взаимодействии во многом специфичны и нуждаются в изучении. Сегодня персонал каждой медицинской организации является важнейшим стратегическим фактором, определяющим ее будущее. Необходимо заметить, что персонал организации — это совокупность личностей (медицинских работников), каждая из которых обладает особой индивидуальностью, интеллектом, способностью к саморазвитию и творчеству. В связи с этим работники медицинской организации рассматриваются уже не просто как личности, а в социально-культурном аспекте, то есть действующими в единой команде, объединившись на добровольной основе. Особую значимость приобретает решение данной проблемы в сфере здравоохранения в связи с задачами, поставленными в «Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года» [4].