Вопросы обеспечения безопасных условий труда и охраны здоровья трудоспособного населения остаются одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации (РФ) [1]. Транспорт является важнейшей составляющей производственной инфраструктуры. Несмотря на все принимаемые меры, автотранспорт остается в числе наиболее неблагополучных по условиям труда отраслей.
Динамика роста распространенности метаболического синдрома (МС) позволяет называть его «болезнью цивилизации». Результаты пилотных исследований эпидемиологии данного состояния в РФ показали, что 20,6% лиц в возрасте 30–69 лет имеют МС, с возрастом число больных увеличивается [5]. По данным ФГУ «Эндокринологический научный центр», МС диагностирован у 66% больных с ожирением [2]. Изучение распространенности и особенностей проявления МС у водителей имеет особую значимость в связи с тем, что управление автотранспортом требует повышенной нагрузки на организм водителя. Разработка и внедрение в практическое здравоохранение мероприятий по выявлению ранних признаков МС у водителей являются актуальной задачей прогнозирования, профилактики и лечения артериальной гипертензии (АГ) и сахарного диабета (СД).
Цель работы: обоснование целесообразности раннего выявления составляющих МС у водителей с целью сохранения здоровья и профессионального долголетия.
Проведен анализ данных, полученных ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления риском здоровья населения» при обследовании профессиональной группы водителей. Контингент обследуемых был представлен водителями в возрасте 47–65 лет, при стаже 5 лет и более, подвергающихся воздействию химических веществ, производственного шума, вибрации, физическим перегрузкам, имеющими условия труда класс 3 «вредный» — степень вредности 2–3 (3.2–3.3) [6]. Труд водителя происходит вне трудового коллектива, характеризуется комплексом таких неблагоприятных производственных факторов, как высокое нервно-эмоциональное напряжение, связанное с риском дорожно-транспортных происшествий, неблагоприятный микроклимат, запыленность, загазованность воздуха в кабине автомобиля, статические нагрузки.