Профессиональные стандарты, национальная рамка квалификаций, сертификация персонала, ассесмент-центры, специализированные тренинги… Эти слова все прочнее входят в наш повседневный обиход — слова, ставшие ответом на простой, хотя и неочевидный вопрос: «Если можно сформулировать единые нормы для создания элементов машин и зданий, то почему нельзя унифицировать требования к работникам?» В конечном счете, роль сотрудника как элемента внутренних процессов в компании неоспорима, а стандартизация и сертификация всего, что только можно себе представить, — центральная тенденция последних десятилетий.
Идея нормативного регулирования и классификации трудовой деятельности, впрочем, отнюдь не нова и уходит своими корнями примерно в эпоху Конфуция (а в России — ко временам Петра I). На смену табели о рангах в советский период пришел Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), содержащий свыше 5500 профессий рабочих и 2000 должностей служащих. Квалификационные требования к работникам были подробно представлены в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС), Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД). Эти документы до сих пор действуют, однако значимость их как инструмента регулирования трудовых процессов утеряна — как в связи с простым устареванием содержащейся в них информации, так и в связи с коренными изменениями в социально-экономической жизни российского общества, произошедшими в конце XX века.
Рыночная экономика за непродолжительный период времени способствовала появлению огромного количества профессий, ранее в принципе не существовавших в России. Формирование квалификационных требований к специалистам в новых областях профессиональной деятельности происходило беспорядочно и стихийно, зачастую даже без должного соотнесения с образовательными программами высшего профессионального образования.
Разночтения в понимании содержания трудовых функций отдельных профессий остаются частой нормой взаимоотношений выпускника, работника и работодателя. Бизнес критикует образовательную систему, университеты указывают на неразвитость, закрытость и ограниченность представлений бизнес-сообщества о молодом специалисте. Выпускник все реже представляет себе свое место в профессиональном мире и в 75% случаев находит работу «по наитию», но не по специальности.