Увеличение кадрового спроса ГПА: Какие кадровые проблемы сегодня наиболее ощутимы?
РК: Во-первых, это проблема нехватки кадров и их квалифицированности. Сейчас средний возраст водителей, работающих на магистральных автопоездах, близок к 60 годам, а общая квалификация кадров и компетентность сотрудников не достигают должного уровня. Однако на конец 2019 г. ситуация с кадровым голодом обстоит лучше, чем 2–3 года назад.
Согласно нашим анализам ситуации и информации от рекрутинговых агентств, по состоянию на январь 2018 г. на одну вакансию в сфере автомобильных грузоперевозок претендовало 12 соискателей, а годом позже, в январе 2019 г., число предъявленных резюме выросло до 16.
В настоящее время повышение количества предъявляемых резюме связано с закрытием многих ТЭК и логистических компаний. И если раньше работодателям не хватало кадров еще и по причине того, что соискателей не устраивала маленькая зарплата, то сейчас в виду кризиса люди охотнее идут на должность с таким же уровнем заработной платы, что был год назад. Сохранилась тенденция закрытия частными перевозчиками своих бизнесов и возвращения к работодателям.
Система «Платон» и отсутствие заказов
ГПА: Комплекс проблем, послуживших причиной того, что многие транспортные компании покинули рынок, является интересной темой для анализа.
РК: Да, вы правы. При этом не стоит забывать, что ситуация на рынке грузоперевозок планомерно ухудшается еще и из-за сокращения поступления товаров и продуктов питания из Европы, вызванного Западными санкциями. В связи с этим в ближайшее время у России может остаться только одно направление для поставки в страну импортных товаров — Китай.
ГПА: А как обстоят дела с перевозками внутри страны?
РК: Внутрироссийские перевозки тоже вызывают пессимизм ввиду отсутствия развития в стране собственного производства. У нас сильная зависимость как экономики в целом, так и сферы грузоперевозок от скачков курса иностранной валюты. Проблема заключается в использовании европейской техники отечественными предприятиями, а также недостатке финансирования для расширения автопарка, его ремонта и обслуживания.