Профессиональные заболевания органов дыхания (ПЗОД) в настоящее время являются одной из актуальных проблем современной респираторной медицины, приводя к снижению качества жизни, трудоспособности и увеличению смертности промышленных рабочих на предприятиях машиностроительной, металлургической и горнодобывающей промышленности [1–5].
При этом персонализированный (индивидуализированный) подход к диагностике и прогнозированию течения ПЗОД в профессиональной пульмонологии и медицине труда невозможен без их четкой нозологической верификации. В настоящее время в профессиональной пульмонологии и медицине труда продолжается научная дискуссия, посвященная выработке четких нозологических дефиниций в отношении ПЗОД, связанных с воздействием промышленных фиброгенных аэрозолей (ПФА), при хроническом пылевом бронхите (ХПБ), силикозе (СЗ), пневмокониозе от воздействия высокодисперсных сварочных аэрозолей (ПВДСЭ) и других формах данной патологии. Согласно существующим и утвержденным классификациям этих заболеваний (ХПБ, СЗ, ПВДСЭ), данные нозологические формы являются самостоятельными нозологическими единицами (формами), несмотря на то что могут вызываться одними и теми же видами промышленных фиброгенных аэрозолей — ПФА [4].
Кроме того, существует концепция профессора В. В. Косарева о существовании единой «пылевой» болезни легких, впервые высказанная им и опубликованная в 1989 г. в работе «Пылевое легкое, или пылевая болезнь легких» в журнале «Гигиена труда и профессиональные заболевания» [2]. Согласно данной концепции, единство этиологических факторов и иммунопатогенетических механизмов при ХПБ, СЗ, ПВДСЭ и других формах ПЗОД не только определяет этиопатогенетическое единство при данных заболеваниях, позволяющее отнести их в одну группу ПЗОД, но и дает возможность рассматривать данные заболевания (прежде всего группу КПФА, ХПБ, СЗ) как стадии единого патологического процесса — «пылевой» болезни легких с включением в данную нозологическую форму перечисленных выше заболеваний как стадий единой «пылевой» болезни легких [2].