С 1 июля 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»(далее – Закон № 122-ФЗ), которым и усилена и разъяснена необходимость применения профессиональных стандартов во всех отраслях хозяйственной жизни Российской Федерации и которые более детально отражают трудовые функции и требования к работе специалистов, руководителей и лиц, работающих по рабочим профессиям, а также напрямую повлияют на систему оплаты труда.
Как известно, Программа совершенствования системы оплаты труда находится в прямой зависимости от наличия и грамотного распределения соответствующего финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений. Таким образом, логичным представляется намерение сделать профессиональные стандарты обязательными для учреждений госсектора.
В 122-ФЗ сформулированы требования для работодателей при применении профессиональных стандартов. Работодатели обязаны использовать их в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определённой трудовой функции, если эти требования установлены законодательством или нормативно-правовыми актами РФ.
В остальной части профессиональные стандарты будут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учётом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Для чего же важны и необходимы профессиональные стандарты? Их нужно использовать органам государственной власти, работодателям и иным заинтересованным организациям при формировании и реализации кадровой политики, организации обучения работников. С этой целью Минтрудом России рекомендовано применять справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования (см. приказ Минтруда России от 02.11.2015 № 832 «Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования»);