Трудовое право России до недавнего времени развивалось в направлении расширения прав, точнее – полной самостоятельности сторон трудового договора в определении трудовой функции работника, предоставляя работодателям, по общему правилу, возможность самостоятельно устанавливать виды и наименования работ, должностей, профессий, специальностей, а также объем содержание предъявляемых к работнику квалификационных требований. Обязательность следования централизованным квалификационным справочникам и другим государственным классификаторам (далее – ТКС) в этом случае была обусловлена выполнением работ, имеющих законодательные ограничения по кругу субъектов либо необходимостью предоставления работнику льгот, гарантий, компенсаций в сфере трудового права и (или) права социального обеспечения (ст. 57 ТК РФ).
Даже при регулировании оплаты труда в бюджетной сфере, где ТКС при разработке штатных расписаний и индивидуально-договорном регулировании выполняемой работы традиционно являлись обязательными, начала складываться в том числе и на уровне Верховного Суда РФ не бесспорная, на наш взгляд, но достаточно распространенная правоприменительная практика, когда ТКС оцениваются как рекомендации [1].
В настоящее время российский законодатель намерен кардинально изменить положение дел в этой сфере. Этот связано с происходящим реформированием социально-трудового законодательства на основе политики централизованного государственного регулирования квалификации работников, знаний и умений выпускников образовательных учреждений на основе системы обязательных профессиональных стандартов (далее – профессиональные стандарты или ПС).
Политико-правовое значение концепции «профессиональной стандартизации» трудовых и образовательных отношений проявляется в сочетании с другими мерами преобразований в этом направлении и обеспечивает решение комплекса фундаментальных задач на рынке труда [2].
В новейшей российской истории вопросам легализации в нормах трудового законодательства профессиональных стандартов посвящено восемь федеральных государственных концепций, прогнозов и стратегий социально-экономического развития, четыре Федеральные программы модернизации образования [3], а также множество отраслевых и региональных программ в сфере труда, занятости населения и подготовки персонала.