По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.232

Профессиональные стандарты: проблемы построения системы и правоприменения

Владимир Абалдуев к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой трудового права ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», E-mail: vabalduev@ssla.ru

В статье рассмотрены вопросы перехода в трудовом праве России к регулированию трудовой функции работников на основе профессиональных стандартов. Показаны трудности создания системы профессиональных стандартов и актуальные проблемы их применения. Критически оценивается действующий порядок разработки стандартов. Обоснованы дополнения и изменения правил ТК РФ о профессиональных стандартах.

Литература:

1. Абалдуев В.А. Тарифноквалификационное единство – обязательный элемент правовой политики регулирования оплаты труда в бюджетной сфере // Право и его реализация в XXI веке: сб. науч. тр. Саратов. СГЮА. 2011.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537; Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // СПС «КонсультантПлюс».

3. Щур Д.Л. и Щур-Труханович Л.В. Профессиональные стандарты: прошлое и будущее национальной системы компетенций и перспективы для торговли // Торговое право. – 2012. – № 11.

4. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2014 № 487-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014–2016 годы» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Щепанский И.С. О необходимости и направлениях разработки профессиональных стандартов в юридической области // Актуальные проблемы российского права. – 2014. – № 5.

6. Проект Федерального закона с одноименным названием опубликован в СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 30 января 2016 г.).

7. Классификаторы для службы кадров. – М.: МЦФЭР, 2006 (приложение к журналу «Справочник кадровика»).

8. Общероссийский классификатор специальностей по образованию // Классификаторы для службы кадров. – М.: М.: МЦФЭР, 2007 (приложение к журналу «Справочник кадровика»).

9. Бенмерабет А. Профстандарты – фикция или необходимость? // Кадровик. ру. – 2015. – № 1; Пластинина Н.В., Рожкова Е.А. СПС «КонсультантПлюс»: вопросы и ответы (дата обращения 29 января 2016 г.)

10. Шуйская К.Г. Профессиональные стандарты: дополнение // Делопроизводство и кадры. – 2015. – № 6.

Трудовое право России до недавнего времени развивалось в направлении расширения прав, точнее – полной самостоятельности сторон трудового договора в определении трудовой функции работника, предоставляя работодателям, по общему правилу, возможность самостоятельно устанавливать виды и наименования работ, должностей, профессий, специальностей, а также объем содержание предъявляемых к работнику квалификационных требований. Обязательность следования централизованным квалификационным справочникам и другим государственным классификаторам (далее – ТКС) в этом случае была обусловлена выполнением работ, имеющих законодательные ограничения по кругу субъектов либо необходимостью предоставления работнику льгот, гарантий, компенсаций в сфере трудового права и (или) права социального обеспечения (ст. 57 ТК РФ).

Даже при регулировании оплаты труда в бюджетной сфере, где ТКС при разработке штатных расписаний и индивидуально-договорном регулировании выполняемой работы традиционно являлись обязательными, начала складываться в том числе и на уровне Верховного Суда РФ не бесспорная, на наш взгляд, но достаточно распространенная правоприменительная практика, когда ТКС оцениваются как рекомендации [1].

В настоящее время российский законодатель намерен кардинально изменить положение дел в этой сфере. Этот связано с происходящим реформированием социально-трудового законодательства на основе политики централизованного государственного регулирования квалификации работников, знаний и умений выпускников образовательных учреждений на основе системы обязательных профессиональных стандартов (далее – профессиональные стандарты или ПС).

Политико-правовое значение концепции «профессиональной стандартизации» трудовых и образовательных отношений проявляется в сочетании с другими мерами преобразований в этом направлении и обеспечивает решение комплекса фундаментальных задач на рынке труда [2].

В новейшей российской истории вопросам легализации в нормах трудового законодательства профессиональных стандартов посвящено восемь федеральных государственных концепций, прогнозов и стратегий социально-экономического развития, четыре Федеральные программы модернизации образования [3], а также множество отраслевых и региональных программ в сфере труда, занятости населения и подготовки персонала.

Для Цитирования:
Владимир Абалдуев, Профессиональные стандарты: проблемы построения системы и правоприменения. Вопросы трудового права. 2016;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: