Прошедший 2015 г. был богат на события в высшем и среднем профессиональном образовании: реорганизована сеть образовательных учреждений, разработана Национальная платформа онлайн-образования, университеты вступили в эпоху «демографической ямы». Однако мало что известно о важнейшем методическом нововведении ближайшего будущего — о разработке Федеральных государственных образовательных стандартов четвёртого поколения (ФГОС 4). Пока не опубликовано ни одного проекта ФГОСов, но декларируется интеграция образовательных и профессиональных стандартов.
На основании документов и публичных выступлений высокопоставленных чиновников мы попытались разобраться, каковы контуры новой образовательной реформы и как она затронет преподавателей и разработчиков учебных изданий. Если у вас есть дополнительные сведения или свой взгляд на рассматриваемые проблемы, приглашаем к дискуссии!
К концу 2015 г. было разработано большое количество профессиональных стандартов, прежде всего по техническим специальностям.
«Сейчас более 450 профстандартов утверждено, зарегистрировано в Минюсте. Это очень серьёзная работа, которая позволит впоследствии скорректировать образовательные стандарты» (министр труда Максим Топилин).
В основе концепции профессиональных стандартов лежит задача решить проблемы рынка труда, удовлетворить запрос работодателей на недостаток специалистов по определённым профессиям в рамках государственно-частного партнёрства. Это особенно актуально в последние несколько лет в связи с неблагополучной макроэкономической и демографической обстановкой.
Поставленные цели импортозамещения, с одной стороны, требуют создания, восстановления ряда отраслей народного хозяйства, для чего нет достаточного количества квалифицированных кадров: рабочих, инженеров, управленцев производством, преподавателей вузов и т.п. С другой стороны, неуклонное старение населения значительно обостряет борьбу за молодых профессионалов. Как декларирует руководство страны, диспропорции рынка труда планируется решить за счёт коррекции образовательных программ.