На современном этапе во всём мировом сообществе наблюдается беспрецедентный рост злокачественных опухолей среди населения [1–5]. За последние 10 лет заболеваемость россиян раком выросла на 23,7 %, и по данным Росстата в 2018 г. смертность от рака в России находилась на втором месте ‒ 16,6 %, или 203 человека на 100 тыс. населения. Злокачественные новообразования, обусловленные профессиональной деятельностью, также составляют определенную долю [6]. Профессиональные злокачественные новообразования развиваются вследствие длительного, постоянного контакта с канцерогенными факторами, которые имеют значительное интенсивное действие [7, 8]. Существует дозоответная связь между уровнем воздействия и длительностью работы в условиях воздействия канцерогенов с вероятностью возникновения злокачественных новообразований. То есть чем выше концентрация канцерогена и чем длительнее происходит воздействие на организм, тем больше вероятность возникновения злокачественных новообразований. В то же время любая доза канцерогена (сколь угодно малая) может вызвать эффект (мутацию, инициировать клетки-мишени), который спустя годы приведет к формированию опухоли, о чем свидетельствует принятая беспороговая концепция действия канцерогенов [9, 10].
Злокачественные новообразования, вызванные воздействием канцерогенов на производстве, в биологическом и клиническом отношении, неотличимы от опухолей, возникших под влиянием других, непроизводственных факторов. Профессиональные раки имеют длительный латентный период развития (в среднем 15–18 лет), что в значительной мере осложняет установление связи злокачественных новообразований у работников с действием профессиональных факторов, особенно у лиц в постконтактном периоде [11].
Профессиональные воздействия, которые повышают онкологический риск, охватывают практически все локализации злокачественных новообразований. В качестве органов-мишеней наиболее часто выступают трахея, гортань, бронхи, легкие, кожа, мочевой пузырь, кроветворная и лимфатическая системы, а также органы пищеварения. По данным разных авторов, в странах Евросоюза канцерогенные профессиональные факторы потенцируют развитие от 4 до 10 % случаев рака различной локализации [12]. Актуальность изучения проблемы онкологической профессиональной заболеваемости обусловлена и тем, что вклад злокачественных новообразований в структуру профессиональной патологии в Российской Федерации в последние годы резко снизился и составил лишь от 0,4 до 0,6 % [13, 14].