Эффективное управление организацией напрямую зависит от профессиональных навыков руководителя, которые могут быть представлены в виде различных моделей. Например, в виде модели Я. В. Михайлова — «триж ды семь» [1]. Модель содержит три уровня по семь требований к профессиональной квалификации руководителя.
Первый уровень — это важнейшие требования, определяемые функциональным содержанием управленческого труда. Задаются качества руководителя, без которых невозможен успех работы:
1) понимание людей, вк лючающее психологическую интуицию, т. е. умение понять психические свойства и состояние личности, психологический такт — умение найти нужную форму общения и коммуникабельность — способность к поддержанию контактов и связей;
2) качества лидера, подразумевающие способность понимать, выражать и отстаивать интересы людей, желание брать ответственность на себя и способность неформально влиять на окружающих;
3) знание основ современного менеджмента и умение применять их на практике, позволяющие грамотно выбрать стиль руководства, осуществлять эффективную мотивацию и принимать важные решения;
4) компетентность — знание специальных вопросов, определяемых профилем и спецификой работы организации, знание законодательных актов и нормативных документов;
5) способность предвидеть развитие событий;
6) умение ставить цели;
7) способность организовывать взаимодействия и налаживать оптимальный контроль.
Второй уровень включает основные сервисные требования, которые носят обслуживающий характер по отношению к функциональным требованиям:
1) ясно осознаваемые и четко сформулированные личные цели, связанные с личной жизнью и работой, что позволяет судить о том, как вписывается работа в стратегию жизни руководителя;
2) стремление к совершенствованию и организации в противовес чувству самодостаточности, самоудовлетворения и успокоенности;
3) энергичность, инициативность, решительность и настойчивость в достижении целей;