Добыча рудных полезных ископаемых является специфической отраслью экономики и вносит весомый вклад в формирование доходной части бюджета страны.
К предприятиям горной промышленности относятся горно-обогатительные комбинаты, сырьем для которых являются руды цветных металлов близлежащих месторождений.
Основными производственными подразделениями горно-обогатительного комбината являются рудники, на которых непосредственно осуществляется добыча полиметаллических руд открытым и подземным способами, обогатительная фабрика, автотранспортное предприятие, а также вспомогательные цехи: ремонтно-механический, энергетический, участок стандартизации, автоматизации и информационных технологий, каждое из которых имеет свою специфику организации технологических процессов и применяемого оборудования.
Предприятия этой отрасли относятся к предприятиям с высоким профессиональным риском ущерба для здоровья работников, о чем свидетельствуют высокие показатели травматизма и профессиональной заболеваемости [1–5].
В последнее десятилетие опубликовано достаточно большое количество работ, посвященных проблеме сохранения здоровья работников, занятых добычей руд подземным способом [6–9]. В то же время носят единичный характер аналогичные исследования в отношении работников других подразделений данных предприятий [10–13].
В связи с этим актуально изучение условий труда и состояния здоровья работников автотранспортного подразделения, занятых управлением технологическим транспортом, входящим в структуру горно-обогатительного комбината.
Целью исследования явилось изучение роли производственных факторов в формирование нарушений здоровья работников, управляющих технологическим транспортом горнорудного предприятия.
Для определения профессионального риска были оценены условия труда на 60 рабочих местах и состояние здоровья работников автотранспортного подразделения (АТП) горно-обогатительного комбината, занятых управлением технологическим транспортом.