По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность в вокальной профессии

Войтик Инна Александровна доцент кафедры вокального искусства АНО ВО «Московский гуманитарный университет» 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5 E-mail: i.voytik@inbox.ru
Шатская Ольга Валерьевна старший преподаватель кафедры вокального искусства АНО ВО «Московский гуманитарный университет» 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, E-mail: olga-shatskaya@yandex.ru

Авторы показывают, что исследование профессионального самосознания предполагает выявление его сущности, структуры и тех функций в развитии индивидуальности, которые определяют становление личности в профессиональном смысле. В статье доказывается, что процессы глобализации в других профессиональных сферах постепенно выравнивают культурную самобытность, но в вокальной профессии именно благодаря личной идентичности профессионала-вокалиста национально-культурный фактор приобретает все большее значение.

Литература:

1. Войтик И.А. Творческий музыкальный проект как организационная форма педагогических условий повышения квалификации педагогов в области певческого искусства // Тенденции развития науки и образования: Сб. науч. ст. — Самара, 2015.

2. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды / Под ред. Е.А. Климова. — М.-Воронеж: РАО МПСИ, 2005.

3. Сорокоумова Е.А., Шатская О.В. Структура психолого-педагогического обеспечения личностно ориентированного обучения вокалу в системе дополнительного образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2013. — Т. 15, № 2–4.

4. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: Монография. — М.: МОСУ, 2001.

Системный подход к проблеме формирования профессиональных качеств в период обучения предполагает, что мы рассматриваем индивидуальность человека как многоуровневую систему (В.С. Мерлин) [2]. Понятие идентичности — специфическое: и философское, и социальное, и психологическое; этнографическое и культурологическое; педагогическое и профессиональное и т.д. Идентичность в вокале как интегративный психологический феномен профессионального самосознания — это прежде всего культурная идентичность, один из механизмов адаптации человека к среде (в контексте социального опыта), в том числе к среде профессиональной (в контексте личностного опыта) [4].

Музыка — специфический язык межкультурного взаимодействия, обладает мощным потенциалом глубоких общечеловеческих переживаний. Одной из главных черт профессиональной идентичности в вокале как деятельности со специфически автоматизированной исполнительской моторикой является наличие вокальных и музыкальных способностей, на основе которых формируется вокальная техника: профессиональное исполнение романсов и оперных арий невозможно переложить на того, кто не владеет вокальной техникой профессионально [3, с. 981–985].

У студента позитивный образ вокальной профессии формируется педагогом в классе сольного пения на основе профессиональной постановки голоса. Индивидуальная траектория формирования и коррекции профессиональных вокальных исполнительских компетенций, на наш взгляд, должна опираться на искоренение недостатков голоса.

В этой связи возникает проблема установления системной связи недостатков певческого голоса с вокальной техникой по компетентностному принципу. Объединив анализ вокальной практики с литературными данными, мы получили совокупность признаков по недостаткам певческого голоса, связав данную структуру с главными вокально-исполнительскими компетенциями.

Отметим особенности полученной структуры. В первом комплексе компетенций — комплексе певческого дыхания — необходимо, например, выделить уровневую структуру компетентности, которая определяется двумя этапами формирования и коррекции певческого дыхания: этапом его постановки (начинающие вокалисты) и работой с вокалистами более высокого профессионального уровня (коррекция индивидуальных недостатков певческого дыхания). Другая особенность классификации полученных недостатков — по уровню подготовки: пред- и профессиональной.

Для Цитирования:
Войтик Инна Александровна, Шатская Ольга Валерьевна, Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность в вокальной профессии. Ученый совет. 2016;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: