Системный подход к проблеме формирования профессиональных качеств в период обучения предполагает, что мы рассматриваем индивидуальность человека как многоуровневую систему (В.С. Мерлин) [2]. Понятие идентичности — специфическое: и философское, и социальное, и психологическое; этнографическое и культурологическое; педагогическое и профессиональное и т.д. Идентичность в вокале как интегративный психологический феномен профессионального самосознания — это прежде всего культурная идентичность, один из механизмов адаптации человека к среде (в контексте социального опыта), в том числе к среде профессиональной (в контексте личностного опыта) [4].
Музыка — специфический язык межкультурного взаимодействия, обладает мощным потенциалом глубоких общечеловеческих переживаний. Одной из главных черт профессиональной идентичности в вокале как деятельности со специфически автоматизированной исполнительской моторикой является наличие вокальных и музыкальных способностей, на основе которых формируется вокальная техника: профессиональное исполнение романсов и оперных арий невозможно переложить на того, кто не владеет вокальной техникой профессионально [3, с. 981–985].
У студента позитивный образ вокальной профессии формируется педагогом в классе сольного пения на основе профессиональной постановки голоса. Индивидуальная траектория формирования и коррекции профессиональных вокальных исполнительских компетенций, на наш взгляд, должна опираться на искоренение недостатков голоса.
В этой связи возникает проблема установления системной связи недостатков певческого голоса с вокальной техникой по компетентностному принципу. Объединив анализ вокальной практики с литературными данными, мы получили совокупность признаков по недостаткам певческого голоса, связав данную структуру с главными вокально-исполнительскими компетенциями.
Отметим особенности полученной структуры. В первом комплексе компетенций — комплексе певческого дыхания — необходимо, например, выделить уровневую структуру компетентности, которая определяется двумя этапами формирования и коррекции певческого дыхания: этапом его постановки (начинающие вокалисты) и работой с вокалистами более высокого профессионального уровня (коррекция индивидуальных недостатков певческого дыхания). Другая особенность классификации полученных недостатков — по уровню подготовки: пред- и профессиональной.