По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 364.628

Профессиональное развитие преподавателя вуза через призму гармонизации

Е.А. Останина канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»
О.В. Останин канд. воен. наук, старший преподаватель, ФГКБОУ ВО «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого»

Следствием происходящих в обществе изменений является интенсификация деятельности преподавателей вузов, что порой является следствием их профессионального выгорания. Однако технологическое развитие также требует от преподавателя современного вуза постоянного профессионального роста. Анализ научной литературы как в психологической области, так и в смежных с ней областях (педагогика, социология, философия, образование) дает понимание того, что вопросы профессионального становления, развития, самосовершенствования преподавателя через призму гармонии предполагают дополнительную проработку вследствие оказания существенного влияния на качество труда. В статье рассматриваются вопросы гармонизации профессиональной деятельности преподавателя как способа продления его плодотворной деятельности. Отмечается, что динамичное изменение социально-экономических процессов постиндустриального общества, законодательства всех уровней в части регламентации и наполнения образовательного процесса предъявляет множество дополнительных требований как к системе профессионального образования в целом, так и к преподавателю, являющемуся ее неотъемлемой составляющей. В современных условиях прослеживается явная зависимость профессионального развития от состояния гармонизации личности педагога.

Литература:

1. Абдалина Л.В. Психолого-акмеологическая модель развития профессионализма педагога: дис. ... доктора псих наук: 19.00.13. Тамбов, 2008.

2. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/77694.

3. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. СПб.: 2003.

4. Большой толковый словарь по культурологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dic.academic.ru/ dic.nsf/enc_culture/1439/Гармония.

5. Большой Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ enc3p/97806.

6. Гармония личности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mydocx. ru/9-30562.html.

7. Каткова Н.Б. Общее представление о чувстве гармонии как профессионально важном качестве дизайнера // Научная электронная библиотека «Киберленинка» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ obschee-predstavlenie-o-chuvstvegarmonii-kak-professionalno-vazhnomkachestve-dizaynera.

8. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. — М.: Наука, 2010.

9. Новейший философский словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_ philosophy/297/ГАРМОНИЯ.

10. Останина Е.А., Останин О.В. Гармонизация личности как элемент профессионального развития преподавателя современного вуза // Человеческий капитал. — 2019. — № 3 (123).

11. Останина Е.А., Останин О.В. Деятельность педагога вуза в условиях реализации дистанционных образовательных технологий // Актуальные проблемы качества образования в высшей школе. Тверской гос. техн. университет, 2017.

12. Останина Е.А., Останин О.В. Мотивация деятельности преподавателя вуза в социотехнической среде // Тенденции и перспективы развития социотехнической среды. М.: НОЧУ ВО «Московский экономический институт», 2017.

13. Радул Н.Н. Особенности профессиональной самореализации военного психолога: дис. ... канд. псих наук: 19.00.13. М., 2001.

В настоящее время профессиональная деятельность преподавателя претерпевает множество изменений различной направленности. Она выходит и за рамки классно-урочной системы Яна Амоса Коменского, и за рамки плодотворного труда советского преподавателя. Все эти перемены связанны не только с изменением экономической модели общества, но и с информационной составляющей труда, с многогранностью информационного воздействия как на самого преподавателя, так и на его обучающихся. Деятельность современного педагога предполагает не только донесение до обучающихся знаний определенной предметной области в требуемом объеме и воспитание достойных членов общества, но и обработку колоссальных объемов информации, адекватную их сортировку для достижения целей самообразования, адаптацию и ретрансляцию обучающимся с учетом их потребностей и уровня текущих знаний, построение соответствующего методического сопровождения ведомых дисциплин, а также высокую научную активность, предполагающую постоянное проведение экспериментов, анализ их результатов и ознакомление с ними научного сообщества. К преподавателю предъявляются и дополнительные требования, такие как высокая эрудированность, социальная гибкость, стрессоустойчивость, самокритичность, неугасаемое стремление к постоянному самосовершенствованию и самообучению.

Таким образом, в современном обществе человек оказывается под воздействием колоссального давления в эмоциональной, информационной, а подчас и физической сферах за счет увеличения интенсивности трудовой деятельности, необходимости оперативного реагирования на изменяющиеся условия. В этом случае особое значение приобретает достижение гармонизации отношений индивидуума с различными явлениями и объектами окружающего мира, с самим собой.

Для успешного выполнения работы совокупность имеющихся легитимных ресурсов (например, компьютерной техники, программных продуктов, печатной продукции, каких-либо материалов, средств защиты и т.д.) должна быть полной и, как правило, недостаток одного компонента не может быть компенсирован увеличением объема другого. Предвосхищая возражения, сразу отметим, что финансовые ресурсы, как средство компенсации других, в статье рассматриваться не будут. В то же время такая категория, как «время», априори считается единственным ограниченным и невосполнимым ресурсом человеческой жизни. Для успешной деятельности человек будет стремиться иметь все необходимые ресурсы, причем их соотношение как в качественном, так и в количественном отношении должно обеспечивать еще и определенный комфорт. Отметим, что объем и качество ресурсов может определяться внутренними (физиологическое, эмоциональное состояние преподавателя) и внешними (отношение к преподавательской деятельности в обществе, взаимоотношения в коллективе) факторами. Гармоничное сочетание этих факторов способно определить потенциальные результаты деятельности и является непреложным условием, при котором закон синергии проявляется в положительном отношении и способствует успешной деятельности преподавателя вуза.

Для Цитирования:
Е.А. Останина, О.В. Останин, Профессиональное развитие преподавателя вуза через призму гармонизации. Юрист ВУЗа. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: