В настоящее время профессиональная деятельность преподавателя претерпевает множество изменений различной направленности. Она выходит и за рамки классно-урочной системы Яна Амоса Коменского, и за рамки плодотворного труда советского преподавателя. Все эти перемены связанны не только с изменением экономической модели общества, но и с информационной составляющей труда, с многогранностью информационного воздействия как на самого преподавателя, так и на его обучающихся. Деятельность современного педагога предполагает не только донесение до обучающихся знаний определенной предметной области в требуемом объеме и воспитание достойных членов общества, но и обработку колоссальных объемов информации, адекватную их сортировку для достижения целей самообразования, адаптацию и ретрансляцию обучающимся с учетом их потребностей и уровня текущих знаний, построение соответствующего методического сопровождения ведомых дисциплин, а также высокую научную активность, предполагающую постоянное проведение экспериментов, анализ их результатов и ознакомление с ними научного сообщества. К преподавателю предъявляются и дополнительные требования, такие как высокая эрудированность, социальная гибкость, стрессоустойчивость, самокритичность, неугасаемое стремление к постоянному самосовершенствованию и самообучению.
Таким образом, в современном обществе человек оказывается под воздействием колоссального давления в эмоциональной, информационной, а подчас и физической сферах за счет увеличения интенсивности трудовой деятельности, необходимости оперативного реагирования на изменяющиеся условия. В этом случае особое значение приобретает достижение гармонизации отношений индивидуума с различными явлениями и объектами окружающего мира, с самим собой.
Для успешного выполнения работы совокупность имеющихся легитимных ресурсов (например, компьютерной техники, программных продуктов, печатной продукции, каких-либо материалов, средств защиты и т.д.) должна быть полной и, как правило, недостаток одного компонента не может быть компенсирован увеличением объема другого. Предвосхищая возражения, сразу отметим, что финансовые ресурсы, как средство компенсации других, в статье рассматриваться не будут. В то же время такая категория, как «время», априори считается единственным ограниченным и невосполнимым ресурсом человеческой жизни. Для успешной деятельности человек будет стремиться иметь все необходимые ресурсы, причем их соотношение как в качественном, так и в количественном отношении должно обеспечивать еще и определенный комфорт. Отметим, что объем и качество ресурсов может определяться внутренними (физиологическое, эмоциональное состояние преподавателя) и внешними (отношение к преподавательской деятельности в обществе, взаимоотношения в коллективе) факторами. Гармоничное сочетание этих факторов способно определить потенциальные результаты деятельности и является непреложным условием, при котором закон синергии проявляется в положительном отношении и способствует успешной деятельности преподавателя вуза.