По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2

Профессиональное развитие бакалавров по направлению подготовки «Cестринское дело»

Касимовская Н. А. заведующая кафедрой управления сестринской деятельностью и социальной работы, кандидат медицинских наук, доцент, ФГАОУ «Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова» Министерства здравоохранения РФ, 119991, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, E-mail: kasim0307@mail.ru

Реформы системы здравоохранения изменили подходы к образованию и подготовке медицинских кадров. С вхождением России в Болонский процесс, требующий соответствия международным профессиональным стандартам и многоуровневой подготовки, в первую очередь реформе подверглось высшее сестринское образование, которое перешло на уровень бакалавриата в отсутствие уровня магистратуры. Об опыте введения магистратуры «Управление сестринской деятельностью» вы узнаете из этой статьи.

Литература:

1. Arroyo P. A. New Taxonomy for Examining the Multi-Role of Campus Sustainability Assessments in Organizational Change // Journal of Cleaner Production. — 1 January 2017. — Vol. 140. — № 3. — P. 1763–1774. URL: https://doi.org/10/1016/j.jclepro.2015.08.100.

2. Buchun J. Task shifting for a strategic skill mix. Chapel Hill,NC.The Capacity Project, IntraHealth international, Inc, 2006 (technical Brief 5; http:www.capacityproect. org/images/stories/fi les/techbrief_5pdf, accessed 23 April 2008).

3. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. — М.: КНОРУС, 2009. — С. 149.

4. Гаврильева Т. Н. Устойчивое развитие университетов: мировые и российские практики / Т. Н. Гаврильева, А. Сугимото, М. Фуджи, Р. Яманака, Г. Н. Павлов, Д. А. Кириллин // Высшее образование в России. — 2018. — № 1. — С. 52–65.

5. Решетников В. А. Опыт подготовки руководителей здравоохранения в лаборатории мастерства «Фабрика лидеров здравоохранения» / В. А. Решетников, В. Н. Трегубов, Н. А. Соколов // Медицинское образование и профессиональное развитие. — 2018. — № 1. — С. 156–162.

6. Решетников В. А. Российский опыт профессиональной подготовки врачей по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» / В. А. Решетников, В. Н. Трегубов, М. С. Микерова // Проблемы здоровья и экологии. — 2017. — № 2 (52). — С. 80–84.

Во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества под влиянием непрерывных и интенсивных изменений происходит изменение ценностных ориентаций, что требует пересмотра базовых компетенций современных специалистов, способных эффективно работать в условиях глобального рынка, в том числе и в системе здравоохранения.

Внедрение принципов устойчивого развития в мировую систему высшего образования началось около 30 лет назад, после публикации в 1987 г. доклада Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее». В настоящее время большинство университетов Европы и Северной Америки вовлечены в реализацию инициатив посредством экологической политики, разработки планов действий по переходу на принципы устойчивости, переосмысления учебных планов и программ научных исследований [1, 5]. Еще одним важным этапом реформы образования высшей медицинской школы стало подписание в сентябре 2003 г. Болонской Декларации, то есть одним из важнейших элементов модернизации системы высшего образования в России становится интеграция в европейское образовательное пространство. Россия должна обеспечить конкурентоспособность своей системы высшего образования как на европейском, так и на мировом рынках труда. Следующая цель Болонской Декларации — введение уровневой системы высшего образования.

Многоуровневая система высшего образования более всего отвечает потребностям рыночной экономики, в которой рынок труда предъявляет особые требования к качеству рабочей силы [3]. Целью перестройки основ образовательного процесса был плавный переход к единым европейским стандартам и расширение научных и карьерных возможностей обучающихся [4].

В России более 10 лет применяется Болонская двухуровневая система высшего образования, предполагающая базовую (3–4 года) подготовку по программе бакалавриата или специалитета и следующего за ней обучения в магистратуре (как правило, два года). Но в высшем образовании здравоохранения реформы в основном затронули высшее сестринское образование, в котором в 2011 г. произошел переход со специалитета на бакалавриат, другие специальности, например, «Лечебное дело», «Медико-профилактическое дело», «Педиатрия», остались на уровне специалитета.

Для Цитирования:
Касимовская Н. А., Профессиональное развитие бакалавров по направлению подготовки «Cестринское дело». Медсестра. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: