Реформа здравоохранения, повышение качества медицинского обслуживания населения, предполагает совершенствование общения медицинской сестры с больным, которое само по себе имеет терапевтическое значение. Это, в свою очередь, требует совершенствования системы медицинского образования и повышения профессиональной квалификации медицинских работников среднего звена.
Имеются многочисленные публикации, показывающие, как особенности личности медицинской сестры влияют на общение и его терапевтический эффект.
Целью исследования стало установление значимых зависимостей между особенностями мотивационно-потребностного профиля личности медицинской сестры и эффективностью ее профессионального общения.
Объект исследования — профессиональное общение медицинской сестры с пациентом.
Предметом исследования явилась потребностно-мотивационная сфера медицинской сестры, характеристики общения.
В соответствии с целью были поставлены следующие исследовательские задачи:
1. Провести теоретический анализ имеющихся в психологии подходов к изучению потребностей, обосновать профильный подход и определить понятие мотивационно-потребностного профиля личности медицинской сестры применительно к решению поставленной цели.
2. Выявить типичные для медицинских работников среднего звена профили потребностей, преобладающие мотивы общения и описать их.
3. Определить комплекс методик для измерения основных черт и эффективности общения медицинской сестры с больным.
4. Исследовать влияние отдельных потребностей, а также мотивационно-потребностных профилей на уровень профессионального общения среднего медицинского персонала с больным.
В ходе исследования была выдвинута общая гипотеза о том, что уровень профессионального общения медсестры с больным обусловлен особенностями потребностно-мотивационной сферы личности медицинской сестры, элементами которого являются потребности в достижениях, аффилиации, общении, познании и степени удовлетворенности основных потребностей.