По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2

Профессиональное общение медицинской сестры как психологическая проблема

Мензул Е. В. канд. психол. наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики, психологии и психолингвистики, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 443099, г. о. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, E-mail: lenamenzul@rambler.ru
Техтелева Н. В. канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики, психологии и психолингвистики, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 443099, г. о. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, E-mail: Tehteleva@list.ru
Карасева Л. А. д-р мед. наук, профессор кафедры сестринского дела, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 443099, г. о. Самара, ул. Чапаевская, д. 89

В статье представлены результаты исследования, проведенного с целью выяснения степени влияния потребностно-мотивационной сферы личности, в частности потребностного профиля личности медицинской сестры, на эффективность терапевтического общения.

Литература:

1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2004. — 509 с.

2. Носачев Г. Н. Психология и этика общения с пациентом / Г. Н. Носачев, Г. И. Гусарова, В. В. Павлов. — Самара, 2003. — 371 с.

3. Чалдини Р. Психология влияния. — СПб., 2004. — 286 с.

Реформа здравоохранения, повышение качества медицинского обслуживания населения, предполагает совершенствование общения медицинской сестры с больным, которое само по себе имеет терапевтическое значение. Это, в свою очередь, требует совершенствования системы медицинского образования и повышения профессиональной квалификации медицинских работников среднего звена.

Имеются многочисленные публикации, показывающие, как особенности личности медицинской сестры влияют на общение и его терапевтический эффект.

Целью исследования стало установление значимых зависимостей между особенностями мотивационно-потребностного профиля личности медицинской сестры и эффективностью ее профессионального общения.

Объект исследования — профессиональное общение медицинской сестры с пациентом.

Предметом исследования явилась потребностно-мотивационная сфера медицинской сестры, характеристики общения.

В соответствии с целью были поставлены следующие исследовательские задачи:

1. Провести теоретический анализ имеющихся в психологии подходов к изучению потребностей, обосновать профильный подход и определить понятие мотивационно-потребностного профиля личности медицинской сестры применительно к решению поставленной цели.

2. Выявить типичные для медицинских работников среднего звена профили потребностей, преобладающие мотивы общения и описать их.

3. Определить комплекс методик для измерения основных черт и эффективности общения медицинской сестры с больным.

4. Исследовать влияние отдельных потребностей, а также мотивационно-потребностных профилей на уровень профессионального общения среднего медицинского персонала с больным.

В ходе исследования была выдвинута общая гипотеза о том, что уровень профессионального общения медсестры с больным обусловлен особенностями потребностно-мотивационной сферы личности медицинской сестры, элементами которого являются потребности в достижениях, аффилиации, общении, познании и степени удовлетворенности основных потребностей.

Для Цитирования:
Мензул Е. В., Техтелева Н. В., Карасева Л. А., Профессиональное общение медицинской сестры как психологическая проблема. Медсестра. 2018;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: