Профессиональное заражение гемоконтактными инфекциями медицинских работников, как правило, происходит в результате аварийных ситуаций, связанных с уколами, порезами, контаминацией биологическими жидкостями пациентов [1‑3].
Официальные данные об аварийных ситуациях с экспозицией крови в медицинских организациях (МО) не в полной мере отражают истинную картину. Часто медицинский персонал скрывает случаи травматизма и случайного контакта с кровью пациентов, в связи с чем возможны расхождения в три и более раз [1‑3].
Наличие большого количества скрытых источников вирусов гепатитов В и С, ВИЧ, растущая агрессия инвазивных лечебно-диагностических процедур, достаточно высокий травматизм медицинских работников в МО позволяют отнести их в особую группу риска по возможному заражению [4, 5]. Риску профессионального инфицирования подвержены все категории медицинских работников: врачи, средний, младший медицинский персонал. В первую очередь это касается тех лиц, которые контактируют с кровью и другими биологическими жидкостями пациентов [2, 3].
Например, по оценкам ВОЗ, риск заражения ВИЧ через контаминированную кровь при однократном ранении острым инструментарием составляет около 0,3%, при попадании инфицированного биоматериала на поврежденную кожу или слизистые оболочки он снижается до 0,09% и отсутствует при попадании на неповрежденную кожу [1]. По официальной информации, в России с 2000 г. было зарегистрировано 6 случаев заражения медперсонала ВИЧ в результате выполнения профессиональных обязанностей (в том числе, 1 случай в 2022 г.) [6, 7].
Дополнительной проблемой является недостаточность информации о медико-социальной поддержке в случае установления профессионального заболевания, недооценка клинической актуальности заболевания, а также низкая информированность медиков о профессиональном инфицировании гемоконтактными инфекциями. Это оказывает прямое влияние на продолжительность и качество жизни медицинских работников и повышает риск распространения гемоконтактных инфекций, как инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП) [1]. Инициатива установления диагноза профессионального инфицирования является сложной, а иногда и невозможной задачей для медработника ввиду того, что парентеральный путь передачи не является единственным [8], а сам процесс верификации имеет множество «подводных камней».