По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.8 DOI:10.33920/nik-02-2502-03

Профессионально-ориентированная коммуникация в структуре образования

Подкладова Валерия Евгеньевна преподаватель кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин НОЧУ ВО «Московский экономический институт», аспирант кафедры теории и практики иностранных языков ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», 109390, Российская Федерация, г. Москва, ул. Артюхиной, д. 6, корп. 1, Эл. адрес: priem@noumei.ru

В статье рассматриваются особенности формирования устных речевых умений студентов неязыковых специальностей в туристской сфере коммуникации с помощью интерактивной интернет-технологии дискуссии. Установлено, что обучение профессионально-ориентированному говорению в единстве лингвистического, экспрессивного и экстралингвистического компонентов лежит в основе продуцирования информативной, побудительной, понятной устной речи. Выявлено, что интерактивная интернет-коммуникация позволяет представлять фактическую характеристику исследуемого объекта и его анализ посредством говорения; формирует универсальные учебные действия студентов как факторов применения устных речевых умений в любых ситуациях общения. Сделаны выводы об эффективности обучения профессионально-ориентированному говорению в туристской сфере коммуникации на базе использования языковых, экспрессивных и межкультурных средств общения с помощью дискуссии.

Литература:

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — Москва: Икар, 2009. — 448 c.

2. Гурвич П.Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков / Владимир: Владимирский государственный институт, 1980. — 104 с.

3. Дельвиг Н.А, Сокол А.А. Учебная дискуссия как педагогическая технология формирования навыков иноязычной неподготовленной речи студентов-лингвистов / Н.А. Дельвиг, А.А. Сокол // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2022. — № 4. — С. 65–78.

4. Дмитренко Т.А. Иноязычная подготовка конкурентоспособных специалистов в сфере межкультурных контактов в условиях цифровизации образования // Военно-гуманитарный альманах: По материалам XVI Международной научной конференции по актуальным проблемам теории языка и коммуникации, Москва, 24 июня 2022 года. — Москва: Военный университет, 2022. — С. 173–182.

5. Дроздова Т.В. Особенности профессионально ориентированного англоязычного общения в неязыковом ВУЗе // Общество. Среда. Развитие. — 2021. — № 2(59). — С. 71–75.

6. Неверова Н.В., Рыбаков Л.В. Основы формирования коммуникативной компетенции в процессе иноязычного общения у студентов неязыкового вуза // Педагогика и психология образования. — 2017. — № 2. — С. 96–101.

7. Рябова М.Э. Аутентичные цифровые ресурсы как инструмент развития навыков межкультурного диалогического общения / М.Э. Рябова, К.Д. Демченко // Диалог культур. Культура диалога: цифровые коммуникации: Материалы Третьей международной научно-практической конференции, Москва, 29 марта 2022 года / Редколлегия: Л.Г. Викулова (отв. ред.) [и др.]. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Языки Народов Мира», 2022. — С. 218–223. — EDN UJIJRB. И.А. Ткачева, М.В. Лазарева, Л.В. Яковлева. Обучение студентов вуза профессионально ориентированному иноязычному общению // Человек и образование. — 2022. — № 4 (73). — С. 142–149.

8. Рябова М.Э. Методика обучения монологической речи студентов языкового вуза на основе электронных ресурсов / М. Э. Рябова // Германские языки и сопоставительное языкознание: современные проблемы и перспективы развития / Институт иностранных языков ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». Том Выпуск № 4. — Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Языки Народов Мира», 2022. — С. 87–91.

9. Johnstone H.W. Some Reflections on Argumentation // Philosophy, Rhetoric and Argumentation. Pennsylvania. — 1965. — No 6. — P. 23–52.

10. Perelman C. The new rhetoric: A treatise on argumentation. L; 25Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1969. — P. 2922–2923.

1. Azimov E.G., Shchukin A.N. New dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of teaching languages). — Moscow: Ikar, 2009. — 448 p.

2. Gurvich P.B. Theory and practice of experiment in the methodology of teaching foreign languages / Vladimir: Vladimir State Institute, 1980. — 104 p.

3. Delvig N.A, Sokol A.A. Educational discussion as a pedagogical technology for developing the skills of foreign language unprepared speech of linguistic students / N.A. Delvig, A.A. Sokol // Scientific and methodological electronic journal "Concept". — 2022. — No. 4. — P. 65–78.

4. Dmitrenko T.A. Foreign Language Training of Competitive Specialists in the Sphere of Intercultural Contacts in the Context of Digitalization of Education // MilitaryHumanitarian Almanac: Based on the Materials of the XVI International Scientific Conference on Actual Problems of Language and Communication Theory, Moscow, June 24, 2022. — Moscow: Military University, 2022. — P. 173–182.

5. Drozdova T.V. Features of Professionally Oriented English-Language Communication in a Non-Linguistic University // Society. Environment. Development. — 2021. — No. 2 (59). — P. 71–75.

6. Neverova N.V., Rybakov L.V. Basics of Formation of Communicative Competence in the Process of Foreign Language Communication among Students of a Non-Linguistic University // Pedagogy and Psychology of Education. — 2017. — No. 2. — P. 96–101.

7. Ryabova M.E. Authentic digital resources as a tool for developing intercultural dialogical communication skills / M.E. Ryabova, K.D. Demchenko // Dialogue of Cultures. Culture of Dialogue: Digital Communications: Proceedings of the Third International Scientific and Practical Conference, Moscow, March 29, 2022 / Editorial Board: L.G. Vikulova (ed.) [et al.]. — Moscow: Limited Liability Company "Languages of the Peoples of the World", 2022. — P. 218–223. — EDN UJIJRB. I.A. Tkacheva, M.V. Lazareva, L.V. Yakovleva. Teaching University Students Professionally Oriented Foreign Language Communication // Man and Education. — 2022. — No. 4 (73). — P. 142–149.

8. Ryabova M.E. Methods of Teaching Monologue Speech to Students of a Language University Based on Electronic Resources / M.E. Ryabova // Germanic Languages and Comparative Linguistics: Current Problems and Development Prospects / Institute of Foreign Languages, Moscow City Pedagogical University. Volume Issue No. 4. — Moscow: Limited Liability Company "Languages of the Peoples of the World", 2022. — P. 87–91.

9. Johnstone H.W. Some Reflections on Argumentation // Philosophy, Rhetoric and Argumentation. Pennsylvania. — 1965. — No. 6. — P. 23–52.

10. Perelman C. The new rhetoric: A treatise on argumentation. L; 25Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1969. — P. 2922–2923.

Владение иностранным языком на уровне, достаточном для профессионального общения — это одно из требований современного общества к выпускникам высших учебных заведений [5, c. 71]. В неязыковом вузе реализуется обучение профессионально-ориентированной коммуникации. Формирование умений профессионально-направленного говорения лежит в основе реализации соответствующего типа коммуникации. «С помощью говорения осуществляется один из типов общения — устное вербальное» [1, c. 49].

Цель исследования — охарактерировать формирование умений профессионально-ориентированного говорения студентов неязыковых специальностей в туристской сфере коммуникации с применением современных интерактивных средств обучения и выявить наиболее эффективные из них.

В настоящее время российское высшее образование предъявляет повышенное внимание к внедрению новых способов и приемов обучения иностранному языку, активизирующих внутренние ресурсы обучающихся и повышающих эффективность учебной работы. Среди комплекса инновационных способов и приемов реализации образовательного процесса на занятиях по иностранному языку — интерактивные технологии. Данные технологии предполагают интенсивное осуществление студентами иноязычной коммуникации, направленной на совместное выполнение учебно-профессиональной деятельности, что позволяет достичь поставленной цели обучения за относительно небольшой промежуток времени.

Использование интерактивных технологий при решении той или иной образовательной задачи, в частности — при обучении студентов неязыковых специальностей иноязычному профессионально-ориентированному говорению, предполагает использование средств интернета. «Современные реалии становятся движущей силой в образовательной системе, а именно трансформируют образовательную среду в поэтапный цифровой формат» [8, c. 88]. Другая роль средств интернета в овладении студентами умениями говорения в определенной профессиональной сфере — «обеспечение доступа к разнообразным аутентичным материалам» [7, c. 219].

Для Цитирования:
Подкладова Валерия Евгеньевна, Профессионально-ориентированная коммуникация в структуре образования. Ученый совет. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: