Высшее образование в последнее время всё чаще обвиняется бизнесом и предприятиями госсектора в анахронизме, рассогласованности с запросами рынка труда, отсутствии гибкости и неактуальности большинства образовательных программ, звучат упреки, что во многих вузах учат «по старинке». Но есть и позитивные примеры — создания и внедрения современных программ и уникальных образовательных технологий, тесного взаимодействия с отечественными и зарубежными компаниями-работодателями с привлечением студентов к разработкам высокого уровня. Такой опыт есть в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), причём, эти качественные изменения наш вуз зачастую инициировал одним из первых в стране. Сегодня мы вновь пересматриваем и реформируем образовательные программы, подходы и технологии в соответствии с повесткой дня и современными вызовами. Без значительных трансформаций в образовании, научных исследованиях, инновационной и внедренческой деятельности в условиях жёсткой конкуренции на мировых рынках, временных ограничений, невозможно появление новых востребованных профессий для участия в четвёртой технологической революции. Безусловно, наши выпускники, созданные технологии и продукция должны быть конкурентоспособными на глобальных рынках. Однако, на мой взгляд, в первую очередь нам следует обеспечить российскую экономику перспективными кадрами. Предложу лишь несколько подходов и примеров таких глобальных образовательных трансформаций в ТУСУРе.
Россия и весь мир уже живут в цифровой эре, поэтому нам, в вузе сквозных технологий, понятно, что практически все специалисты должны обладать «цифровыми» компетенциями. ТУСУР всегда был цифровым университетом. Поэтому даже выпускник гуманитарного или юридического факультета нашего вуза владеет основными цифровыми навыками. Все образовательные программы вуза «пронизаны» дисциплинами в области информационных технологий.
Создав один из первых в России Центр цифровой экономики, мы затем открыли первые в стране региональные центры компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) по сквозным технологиям «беспроводной связи и Интернета вещей (IoT)» и «Cенсорики».