В статье анализируется правовое регулирование рынка жилищного строительства РФ. Автор рассматривает существующие нормы, регламентирующие процедуру строительства, а также изучают исторические истоки формирования института в советское время. Тогда, напоминаем, был разработан и принят закон «О собственности в СССР», преду смотревший нормативное закрепление всех правомочий собственников (владение, пользование и распоряжение частной собственностью). Принятие этого закона стало важным шагом по формированию рыночных основ экономики и политики. Вполне очевидно, что с течением времени данный закон существенно устарел в связи с принятием новой Конституции РФ.
Его заменил Гражданский кодекс РФ, провозгласивший незыблемость частной собственности и ее защиту, Жилищный кодекс РФ, а также иные кодифицированные акты и законы. Однако нормативное правовое регулирование, заложенное в этих актах, было фрагментарным и непоследовательным, что привело к появлению обманутых дольщиков.
Власти предприняли ряд попыток по реформированию института долевого строительства. В 2019 г. был введен институт проектного финансирования.
Автор считает, что он имеет массу недостатков: например, при приобретении жилья стоимостью более 10 млн руб. существует риск потери средств, которые превышают вышеуказанную сумму. Решить подобные проблемы возможно только законодательным путем: необходимо увеличить сумму сохранения средств до уровня в 15 млн руб., ввести государственное гарантирование сохранности тех средств, которые были вложены субъектом в строительство.
Нормативное регулирование рынка жилищного строительства России было сформировано менее 30 лет назад в Законе «О собственности в СССР». Этот закон предусмотрел возможность граждан РФ совершать любые сделки со своей недвижимостью в рамках правомочий, предусмотренных гражданским законодательством. Данные положения детерминировали развитие жилищно-строительных кооперативов и компаний. В результате за 10 лет был совершен серьезный качественный и количественный рывок в строительстве.