В результате усиления глобализации и интернационализации экономики, отраслевых сдвигов, усиления конкуренции и одновременно сотрудничества, демографических и образовательных изменений на рынке труда происходят следующие структурные сдвиги в экономике и экономической стратегии компаний:
• усиливается структурная адаптация посредством дерегулирования и приватизации, децентрализации и делегирования принятия и реализации решений;
• возрастает экономическая интернационализация даже средних и малых фирм;
• существенно возрастает гибкость производства, продуктов, технологии, рынков сбыта и рабочей силы.
При этом важнейшими целями стратегий компаний становятся повышение производительности, экономической эффективности производства и создание новых рынков, а не расширение уже имеющихся. Стратегия компаний и их деятельность еще больше приближаются к потребителю (рынку), качество становится более важным, чем объем производства.
Глобальные изменения в экономике, в свою очередь, приводят к кардинальным изменениям в организационных структурах и практике управления:
• организация и ее среда все более ориентируются на рынок, повышается жесткость к издержкам производства;
• организационная структура становится все более «плоской» и децентрализованной. Крупные компании распадаются на ряд средних и мелких. С другой стороны, усиливается потребность в интеграции, которая обеспечивается общей корпоративной стратегией, культурой и усилением финансового контроля;
• «горизонтальное» управление становится более важным, чем «вертикальное», иерархическое, что повышает роль таких ценностей, как инициатива, риск, независимость, способность к предвидению;
• инновационная способность, творчество, риск и долгосрочная ориентация выступают необходимыми компонентами практики управления;
• стиль управления, система ценностей и квалификационно-поведенческий профиль менеджеров меняются от бюрократического к предпринимательскому;
• люди и их способности становятся наиболее ценными ресурсами организации.