Основное назначение аэропорта — внегородское обслуживание населения и обеспечение условий для пересадки с одного вида транспорта на другой: с железнодорожного или автомобильного транспорта на воздушный, и наоборот.
Аэропорт представляет собой пункт стыковки и взаимодействия трех основных компонентов воздушно-транспортной системы:
— аэропорта в целом;
— авиакомпаний;
— пользователей, то есть пассажиров и сотрудников авиапредприятий.
Здесь проходит условная граница и переход воздушного транспорта из полетного режима в наземный.
Общепринятая во всем мире классификация аэропортов определяется годовым объемом перевозок, то есть общим количеством обслуживаемых прилетевших и вылетающих пассажиров, включая транзитных (пересаживающихся с одного рейса на другой).
Для пассажира аэропорт — это пункт вылета или прилета, но аэропорт — это и часть национальной транспортной инфраструктуры, которая не только обслуживает тысячи пассажиров, но и представляет собой крупную социально-экономическую структуру. Объекты, обеспечивающие жизнедеятельность этой системы, превращают ее в мощный транспортный узел.
Аэропорт — это объект внешней транспортной системы, один из элементов, формирующих структуру города и региональных систем, являющийся звеном между городскими и междугородними процессами. При этом элементы внешнего транспорта, размещаемого в городе, их функциональная и планировочная увязка со структурой города, системой обслуживания населения и внутригородской транспортной сетью определяют возможности развития их обоих.
Взаимное расположение различных объектов в пространстве и формирование их связей отражаются в геометрии генерального плана аэропорта, увязанной с планами города и схемами расселения. Крупный аэропорт начинается сегодня с проекта аэродрома и заканчивается урбанистической моделью нового вида города, получившего название «Аэропорт-Сити» или «Аэрополис».
Инфраструктура аэропорта состоит из пяти основных функциональных зон: