По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 661.497.23 DOI:10.33920/pro-2-2207-05

Проектирование рабочего квазимеханизма управляемой затяжки на основе трехдисковой плоской почти мгновенно изменяемой системы

Никишкина А. Б., ассистент, МГТУ им. Н.Э. Баумана, филиал в Калуге 248000, Калуга, ул. Гагарина, д. 3, e-mail: ab_nikishkina@rambler.ru
Астахов М. В., д-р техн. наук, профессор, МГТУ им. Н.Э. Баумана, филиал в Калуге 248000, Калуга, ул. Гагарина, д. 3, e-mail: mvastahov@gmail.com

При проектировании конструкций механизмов актуальным является решение задачи управления их внутренними силами с целью создания адаптивных машин, автоматически подстраивающихся под внезапно возникающую, превышающую расчетную, внешнюю нагрузку. Исследовано напряженное состояние трехдисковой плоской почти мгновенно изменяемой системы с целью ее использования в управляемых затяжках. Рассмотрено изменение сил, возникающих в стержнях данной системы, в зависимости от управляющего момента силы и углов наклона каждого стержня. По результатам расчетов построены графики изменения внутренних сил в стержнях почти мгновенно изменяемой системы и даны рекомендации о конструктивных границах ее применения в проектировании силовых конструкций.

Литература:

1. Астахов, М.В. Управление проектированием: монография. — М.: Издво МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. — 360 с.

2. Беленя, Е.И. Предварительнонапряженные несущие металлические конструкции. 2-е изд. — М., 1975. — 560 с.

3. Brubaker, E. H., Dennison, T.D. Use of the Battelle Drop Weight Tear Test for Determining Notch Toughness of Line Pipe Steel// Mechanical Working of steel III, Proc.Am. Inst. of Mining, Metallurgical and Petroleum Engineering. Conf. — Pittsburg, Tan, 1965 — P. 132

4. Magnel, G. Prestressed steel structures. — Struct. Engrg, 1971. — P. 125

5. Bierett, G. Berechnung und Gestaltung der Kranbahnen. — Stahl und Eisen, 1966, 86, — P. 212.

6. А. с. 1217700 СССР, МКИ В60 Р3/22. Автоцистерна/ М.В. Астахов, Ю.М. Макутонин, И.И. Станиславчук (СССР). — № 3804926/27–11. Заявлено 23.10.84. Опубл. 15.11.85. Бюл. № 10. — 3 с.: илл.

7. А. с. 1475843СССР, МКИ В60 Р1/28, В62 Д 21/00. Подъемная платформа самосвального транспортного средства / М.В. Астахов, В.В. Дикарев (СССР). — № 4270894/30–11. Заявлено 27.04.87. Опубл. 30.04.89. Бюл. № 16. — 3 с.: илл.

8. Астахов, М. В., Тюрин, Е.А. Снижение материалоемкости и повышение ресурса машин с помощью управляемых затяжек // Тракторы и сельскохозяйственные машины. — 2007. — №6. — С. 48–49.

9. Дарков, А. В., Шапошников, Н.Н. Строительная механика. — М.: Высшая школа, 1986. — 310 с.

10. Астахов, М. В., Никишкина, А.Б. Исследование напряженнодеформированного состояния (НДС) трехдисковой плоской почти мгновенно изменяемой системы // Наука и образование. — 2012. — №3 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://technomag.bmstu.ru/doc/315859. html.

11. Астахов, М.В. Применение тонкостенных конструкций в сельхозмашиностроении // Тракторы и сельскохозяйственные машины. — 2003. — №7. — С. 25–27.

1. Astaxov, M. V. Upravlenie proektirovaniem: monografiya. — M.: Izd-vo MGTU im. N. E». Baumana, 2011. — 360 s.

2. Belenya, E. I. Predvaritel'nonapryazhenny»e nesushhie metallicheskie konstrukcii. 2-e izd. — M.: 1975. — 560 s.

3. Brubaker, E. X., Dennison, T.D. Use of txe Battelle Drop Veigxt Tear Test for Determining Notch Tougxness of Line Pipe Steel// Mechaniczal Vorking of steel III, Procz. Am. Inst. of Mining, Metallurgiczal and Petroleum Engineering. Czonf. — Pittsburg, Tan, 1965 — P. 132

4. Magnel, G. Prestressed steel strucztures. — Struczt. Engrg, 1971. — P. 125

5. Bierett, G. Berechnung und Gestaltung der Kranbaxnen. — Staxl und Eisen, 1966, 86, — P. 212.

6. A. s. 1217700 SSSR, MKI V60 R3/22. Avtocisterna/ M.V. Astaxov, Yu.M. Makutonin, I. I. Stanislavchuk (SSSR). — № 3804926/27–11; Zayavleno 23.10.84; Opubl. 15.11.85, Byul. № 10. — 3s.: il.

7. A. s. 1475843SSSR, MKI V60 R1/28, V62 D 21/00. Podemnaya platforma samosval'nogo transportnogo sredstva/ M.V. Astaxov, V.V. Dikarev (SSSR). — № 4270894/30–11; Zayavleno 27.04.87; Opubl. 30.04.89, Byul. № 16. — 3s.: il.

8. Astaxov, M. V., Tyurin, E.A. Snizhenie materialoemkosti i povy»shenie resursa mashin s pomoshh»yu upravlyaemy»x zatyazhek// Traktory» i sel'skoxozyajstvenny»e mashiny» — 2007. — №6. — S. 48–49.

9. Darkov, A. V., Shaposhnikov, N.N. Stroitel'naya mexanika. — M.: Vy»sshaya shkola, 1986. — 310 s. 10.Astaxov, M. V., Nikishkina, A.B. Issledovanie napryazhenno — deformirovannogo sostoyaniya (NDS) trexdiskovoj ploskoj pochti mgnovenno izmenyaemoj sistemy» // Nauka i obrazovanie. — 2012. — № 3 / E»lektronny»j resurs. — Rezhim dostupa: URL: xttp:// technomag.bmstu.ru/docz/315859. xtml.

11. Astaxov, M.V. Primenenie tonkostenny»x konstrukcij v sel»xozmashinostroenii//Traktory» i sel'skoxozyajstvenny»e mashiny». — 2003. — №7. — S. 25–27.

Создание адаптивных машин, «подстраивающихся» под внезапно возникающую нерасчетную внешнюю нагрузку, превышающую заданную при проектировании, является актуальной задачей, решение которой позволит уменьшить количество аварий и катастроф, в частности, и некоторых, связанных с человеческим фактором.

Кроме того, адаптивность машины дает возможность менять ее напряженно-деформированное состояние (НДС) не только в экстремальных случаях, но и при установившемся режиме работы с целью недопущения превышения рабочими напряжениями в наиболее опасных зонах конструкций предела выносливости материала, из которого они изготовлены, а значит, увеличивать ресурс.

Одним из возможных вариантов управления внутренними силами при конструировании таких машин и их механизмов является применение управляемых затяжек, теория которых разработана в [1]. Там же сформулировано определение управляемой затяжки: «Управляемой затяжкой можно назвать напрягающий элемент или систему элементов, создающих в напрягаемой конструкции в заданный момент времени внутренние силы, уменьшающие либо полностью компенсирующие внутренние силы от основной внешней нагрузки».

Широко известны методы создания предварительного напряжения в металлоконструкциях с помощью неуправляемых затяжек [2]. Их можно трактовать как систему напрягающих элементов, которые постоянно (даже если внешняя нагрузка отсутствует) создают в напрягаемой конструкции предварительные внутренние силы, которые должны уменьшать внутренние силы от появляющейся основной внешней нагрузки. Большое число систем с такими затяжками описано в [3, 4, 5]. Но в [1] доказано, что увеличение ресурса напрягаемой системы с применением неуправляемых затяжек не происходит.

Управление НДС деталей, узлов и агрегатов, работающих под нагрузкой, циклически меняющейся во времени, с помощью затяжек предполагает использование либо внешних энергетических источников (например, [6, 7]), либо энергии упругого деформирования основной конструкции [8].

В обоих случаях, на основе небольшой сосредоточенной управляющей силы F, приходящей на входной элемент затяжки, на выходном элементе возникает большая управляемая сила, влияющая на НДС конструкции машины.

Для Цитирования:
Никишкина, Астахов, Проектирование рабочего квазимеханизма управляемой затяжки на основе трехдисковой плоской почти мгновенно изменяемой системы. Главный механик. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: