По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.5

Проектирование продуктово-сервисных систем с помощью модели дизайн-мышления

Хомутский Д. Ю. канд. техн. наук, МВА, руководитель, Центр инновационного менеджмента ВШКУ РАНХиГС
Андреев Г. С. канд. психол. наук, доктор делового администрирования (DBА), независимый консультант

В статье рассматривается структура процесса организационных преобразований с применением модели дизайн-мышления. Сформулированы этапы процесса и рассмотрены специальные компетенции дизайн-мышления, необходимые для реализации всех этапов проектирования и реализации организационных изменений.

Литература:

1. Vargo S. L., Lusch R. F. (2008). Service dominant logic: continuing the evolution // Journal of the Academy of Marketing Science, vol. 36, no. 1, pp. 1–10.

2. Goedkoop M. J., СJ. G. van Halen, H. R. M. te Riele, Rommens P. J. M. Product Service Systems, Ecological and Economic Basics (Ministry of Housing, Spatial Planning and the Environment Communications Directorate, 1999).

3. Rocchi S. (1997). Towards a New Product-Services Mix: Corporations in the Perspective of Sustainability. — 111EE, Lund, Sweden, University of Lund.

4. Johne A., Storey C. (1999) New Service Development: a Review of the Literature and Annotated Bibliography, European Journal of Marketing, pp. 184– 252.

5. Gloppen J. (2009). Perspectives on design leadership and design thinking and how they relate to European service industries // Design Management Journal, no. 4 (1), pp. 33–47.

6. Boland R., Collopy F. (2004). Design matters for management. In R. Boland, R. and F. Brown, T. (2008) // Design thinking. Harvard Business Review, June 2008, pp. 84–92.

7. Coughlan P. & Prokopoff I. (2006). Managing change, by design. Rotman, Winter, 20–23.

8. Evans M. (2011) Empathizing with the Future: Creating Next-Next Generation Products and Services // The Design Journal, vol. 14, no. 2, June, pp. 231–251.

9. Liedtka J. M., & Ogilvie, T. (2011). Designing for growth: A design thinking tool kit for managers. — New York: Columbia Business School.

10. Kotter, J. P. (1995) Leading change: why transformation efforts fail // Harvard Business Review, vol. 73, no. 2, pp. 59–67.

С целью создания новой ценности для потребителя многие ведущие компании разрабатывают комплексные потребительские предложения и внедряют в корпоративную практику модель продуктово-сервисных систем (ПСС). Синтез и внедрение ПСС в ежедневную практику работы компании представляют собой амбициозную организационную задачу, которая затрагивает интересы многих стейкхолдеров.

В последнее десятилетие произошел сдвиг материально ориентированной экономики в сторону «экономики впечатлений», в которой переживания и ощущения значат для потребителя больше, чем продукт сам по себе как технологическое изделие [1].

Другими словами, для того чтобы создать новую ценность для потребителя, инновационные решения должны содержать в себе элементы, непосредственно затрагивающие его эмоциональную сферу. Такими элементами могут быть различные сопутствующие услуги, которые являются неотъемлемой частью продуктового предложения.

Для разработки комплексных потребительских предложений требуется изменить доминирующие в компании традиционные концепции разработки новых продуктов, дополнив их моделью проектирования продуктово-сервисных систем PSS — Product-Service System).

Продуктово-сервисная система (ПСС) — это совокупность продуктов и услуг, которые совместно удовлетворяют какую-либо потребность потребителя [2]. С традиционной маркетинговой точки зрения термин «ПСС» возник в результате смещения фокуса с потребительских свойств и характеристик продукта как такового в сторону более сложной комбинации, включающей сопутствующие услуги, которые рассматриваются как неотделимая часть продуктового предложения. С точки зрения управления разработкой новых продуктов термин «ПСС» касается включения сервисной компоненты в регламентные процессы разработки, которые первоначально ориентировались только на создание продукта с заданными свойствами и характеристиками [3]. Пропорции между продуктовой и сервисной компонентами в ПСС могут меняться вследствие новых технологических разработок, экономической оптимизации и изменений в потребностях и предпочтениях людей, причем различные комбинации продуктовых характеристик и сопутствующих услуг могут быть нацелены на удовлетворение одной и той же потребности.

Для Цитирования:
Хомутский Д. Ю., Андреев Г. С., Проектирование продуктово-сервисных систем с помощью модели дизайн-мышления. Директор по маркетингу и сбыту. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: