По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.018 DOI:10.33920/nik-04-2402-15

Проектирование индивидуальных профессионально-ориентированных образовательных маршрутов в процессе изучения иностранного языка в военном вузе

В. О. Семыкина ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж, Россия, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г. Воронеж, Россия
М. Г. Романчук ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж, Россия, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г. Воронеж, Россия. Корреспондирующий автор: marina.romanchuk1509@gmail.com

В данной статье основное внимание авторов уделяется значимости индивидуальных профессионально-ориентированных образовательных маршрутов, нацеленных на гибкость и адаптивность в обучении в военном вузе. Авторами освещаются актуальные аспекты современного российского военного образования и повышенные требования к качеству подготовки офицеров для поддержания мирового паритета по всем параметрам. В контексте иноязычного образования подчеркивается необходимость внедрения проблемного обучения и проектной деятельности для развития критического мышления и практических навыков на иностранном языке, так как именно такой подход поможет сформировать высококвалифицированных военных специалистов, способных эффективно взаимодействовать в международной среде и применять полученные знания в различных профессиональных ситуациях.

Литература:

1. Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // RG.Ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2010/02/10/doktrina-dok.html (дата обращения: 12.10.2024)

2. Совещание по вопросам развития системы военного образования // Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/19631 (дата обращения: 11.10.2024)

3. Баранов, А. Н. Понимание, текст, когнитивная система (некоторые аспекты). — Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 1986. — 24 с.

4. Зимняя, И. А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) // Проблемы качества образования: материалы XIV всерос. совещ. — М., 2004. — 65–71 с.

5. Бедерханова, В. П., Бондарев, П. Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: учеб. пособие. — Краснодар: ККИ ДППО, 2000. — 54 с.

6. Болотов, В. А., Сериков, В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. — 2003. — №10. — С. 8–14

7. Ворошилов, В. В. Проектирование в системе повышения квалификации работников образования // Актуальные проблемы педагогического проектирования: сб. ст. — Пермь, 1999. — С. 19–21

8. Галацкова, И. А. Психолого-педагогическое обеспечение вариативных образовательных маршрутов учащихся в массовой школе // Вестник Российского государственного университета имени И. Канта. — 2009. — Вып. 11. — С. 113–120

9. Глутник, Т., Лекомцева, Е. Н. Индивидуальный образовательный маршрут в системе дополнительного образования детей // Индивидуальный образовательный маршрут одаренно обучающегося: материалы всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Е. Н. Лекомцевой. — Ярославль, 2014. — С. 12–21

1. RG.Ru (2010). Decree of the President of the Russian Federation No. 146 dated February 5, 2010 On the Military Doctrine of the Russian Federation. — Available at: https://rg.ru/2010/02/10/doktrina-dok.html (accessed: 12.10.2024). (In Russian) 2. President of Russia (2013). Meeting on the development of the military education system. — Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/19631 (accessed: 11.10.2024). (In Russian)

3. Baranov, A. N. (1986). Understanding, text, cognitive system (some aspects). — Krasnodar: Publishing House of Kuban State University, 24 p. (In Russian)

4. Zimnaya, I. A. (2004). Competence-based approach in education (methodological and theoretical aspect). In: Problems of quality of education: materials of the XIV All-Russian meeting. — Moscow, pp. 65–71. (In Russian)

5. Bederkhanova, V. P., Bondarev, P. B. (2000). Pedagogical design in innovation activity: textbook manual. — Krasnodar: Krasnodar Regional Institute of Additional Professional Pedagogical Education., 54 p. (In Russian)

6. Bolotov, V. A., Serikov, V. V. (2003). Kompetentnostnaia model’: ot idei k obrazovatel’noi programme [Competence model: from an idea to an educational program]. Pedagogika [Pedagogy]. No.10, pp. 8–14. (In Russian)

7. Voroshilov, V. V. (1999). Designing in the system of advanced training of educational workers. In: Actual problems of pedagogical design: collection of articles. — Perm, pp.19–21. (In Russian)

8. Galatskova, I. A. (2009). Psikhologo-pedagogicheskoe obespechenie variativnykh obrazovatel’nykh marshrutov uchashchikhsia v massovoi shkole [Psychological and pedagogical support of variable educational routes of students in a mass school]. Vestnik Rossiiskogo gosudarstvennogo universiteta imeni I. Kanta [Bulletin of the I. Kant Russian State University]. Issue 11, pp.113–120. (In Russian)

9. Glutnik, T., Lekomtseva, E. N. (2014). Individual educational route in the system of additional education for children. In: Individual educational route of a gifted student: materials of the All-Russian scientifi c and practical conference / edited by E. N. Lekomtseva. — Yaroslavl, pp. 12–21. (In Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 25.11.2024

Дата принятия рукописи в печать: 04.12.2023

Современный этап российского военного образования выдвигает повышенные требования к качеству профессиональной подготовки будущих офицеров. Военное образование ставит перед собой четкую цель осуществлять всестороннюю подготовку высококвалифицированных военных специалистов соответствующего уровня и профиля. Реализация такой цели предъявляет свой запрос на поиск новых эффективных путей организации учебной деятельности в военном вузе.

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ В.В. Путин на заседании Совета Безопасности особо подчеркнул значимость оптимизации профессиональной подготовки офицерских кадров в военных вузах, отметил необходимость уточнения основных приоритетов развития системы военного образования, тем самым обозначив выполнение пункта доктрины РФ о «повышении престижа военной службы, всесторонней подготовки к ней граждан Российской Федерации» [2]. В рамках проведения совещания, посвященного развитию системы военного образования, глава государства уделил внимание необходимости «планировать развитие системы высшего военного образования на долгосрочную перспективу» [3], а также взять вектор на «повышение качества подготовки офицерских кадров.

Иноязычное образование в военном вузе обладает своей спецификой и особыми возможностями, так как готовит не только специалиста высокого уровня, но и помогает будущему офицеру, защитнику Отечества, расширить свой кругозор с позиции военного тактика и стратега, заставляет мыслить новыми категориями менталитета и личной самобытности. Изучение иностранного языка, который не является профильной дисциплиной, оставляет свой особый отпечаток на развитии интеллектуальных, творческих и прогностических способностей русского воина.

Именно в этом контексте индивидуальный профессионально-ориентированный образовательный маршрут — это концепция, ознаменовывающая переход от традиционных форм обучения к более гибким и адаптивным методам, которые учитывают уникальные потребности, интересы и жизненные обстоятельства каждого обучающегося. В условиях динамично изменяющейся жизни, высоких требований к квалификации и профессиональным навыкам, актуальность данной модели образования возрастает. Мы полагаем, что основной целью индивидуального профессионально-ориентированного образовательного маршрута является создание оптимальной траектории образовательного процесса, которая позволит учащемуся не только приобрести необходимые знания и навыки, но и успешно интегрироваться в профессиональную среду.

Для Цитирования:
В. О. Семыкина, М. Г. Романчук, Проектирование индивидуальных профессионально-ориентированных образовательных маршрутов в процессе изучения иностранного языка в военном вузе. Общенаучный журнал. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: