По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.923 DOI:10.33920/vne-04-2403-01

Проект IMEC (экономический коридор Индия — Ближний Восток — Европа): вектор управления неопределенностью

Евгений Леонидович Логинов доктор экономических наук, профессор РАН, заместитель директора АНО «Научно-исследовательский институт экономических стратегий», Россия, 101000, г. Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, стр. 1, e-mail: loginovel@mail.ru
Александр Анатольевич Шкута доктор экономических наук, профессор, профессор департамента мировой экономики и мировых финансов ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, 125167, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49/2, e-mail: saa5333@hotmail.com

Опять война на Ближнем Востоке. Казалось бы, очередной акт в продолжение очень старого конфликта Израиля и Палестины. В чем отличие? Почему этот акт должен кардинально изменить Ближний Восток и, весьма вероятно, не только его? В связи с этим авторы считают необходимым дать краткое описание нового подхода к оперированию этапно-дозированной военной конфронтацией как инструментом управления неопределенностью с помощью проекта IMEC (экономический коридор Индия — Ближний Восток — Европа). В статье обоснована методология шокового силового конфигурирования важных сегментов мирохозяйственного пространства в интересах группы ведущих акторов мировой экономики и политики. Установлена геостратегическая парадигма выгодоприобретателя, которому необходим управляемый конфликт в общих интересах будущего фрактальных множеств явных и латентных участников таких геостратегических операций.

Литература:

1. Агеев, А. И. Динамика и структура глобальных рисков // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. — 2013. — Т. 3. — № 2. — С. 7–8

2. Агеев, А. И., Логинов, Е. Л. Мировое сообщество в условиях сверхкритической бифуркации // Управление сложными организационными и техническими системами в условиях сверхкритических ситуаций: Материалы международной научно-практической конференции. — М.: МНИИПУ, 2022. — С. 9–12

3. Бахтизин, А. Р., Макаров, В. Л., Логинов, Е. Л., Хабриев, Б. Р., Ву, Ц., Ву, З. Гибридные войны в макроэкономической суперсистеме XXI века // Экономические стратегии. — 2023. — Т. 25. — № 2. — С. 6–23. doi.org/10.33917/es-2.188.2023.6-23

4. Агеев, А. И. Энергетика и силовая экономика: опыт ХХ века и перспективы // Энергетическая политика. — 2015. — № 1. — С. 6–12

5. Агеев, А. И., Логинов, Е. Л. Стратегическая предопределенность специальных военных операций в мировой суперсистеме // Экономические стратегии. — 2023. — Т. 25. — № 4. — С. 6–19. doi.org/10.33917/ es-4.190.2023.6-19

6. Тагиева, А. Коридор Индия — Ближний Восток — ЕС: экономический проект или политическая конкуренция // SPUTNIK Азербайджан [Электронный ресурс]. URL: https://az.sputniknews.ru/20230912/ koridor-indiya-blizhniy-vostok-es-ekonomicheskiy-proekt-ili-politicheskaya-konkurentsiya-458523893.html (дата обращения: 12.01.2024)

7. Нетаньяху представил израильтянам проект экономического коридора из Индии через Ближний Восток в Европу // STMEGI [Электронный ресурс]. URL: https://stmegi.com/posts/110505/netanyakhupredstavil-izrailtyanam-proekt-ekonomicheskogo-koridora-iz-indii-cherez-blizhniy-vostok-v/ (дата обращения: 15.01.2024)

8. Романов, Р. США и Индия построят коридор в Европу // Ведомости [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2023/09/11/994386-ssha-i-indiya-postroyat-koridor-v-evropu (дата обращения: 15.01.2024)

9. Фонд Росконгресс подготовил обзор «Новый Шелковый путь» // Lenta.Ru [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/pressrelease/2023/07/20/put/ (дата обращения: 11.01.2024)

10. Новый «Шелковый путь»: все ли идет по плану? // Росконгресс [Электронный ресурс]. URL: https:// roscongress.content.rcmedia.ru/upload/medialibrary/5c9/lsv5rk7ts7ho5bc7ki9q31r3qzc8ym56/SHelkovyi_-put. pdf (дата обращения: 11.01.2024)

11. Коридор Индия — Ближний Восток — Европа: значение, потенциал и проблемы [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/ZR6snGi7z1VmwZK2 (дата обращения: 14.01.2024)

12. Сажин, В. Коридор Индия — Ближний Восток — Европа: еще один… [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/ZRU3A--uDzUvoHHI (дата обращения: 14.01.2024)

13. Логинов, Е. Л., Шкута, А. А. Мировые энергетические рынки: формирование и развитие с участием России. — М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2019. — 264 с.

14. Логинов, Е. Л., Шкута, А. А. Формирование трансконтинентальной энергетической суперсистемы «Европа-Азия» на основе энергетической инфраструктуры России. — М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2022. — 359 с.

15. Pascal, D. Новый транспортный коридор IMEC — конкурент Китая. Что придумали США, ЕС и Индия? // Trans.Info [Электронный ресурс]. URL: https://trans.info/ru/novyj-transportnyj-koridor-imeckonkurent-kitaya-363298 (дата обращения: 25.12.2023)

16. Агеев, А. И., Логинов, Е. Л. Россия в новой экономической реальности. — М.: ИНЭС, 2016. — 460 с.

17. Агеев, А. И., Логинов, Е. Л., Зоидов, К. Х., Медков, А. А. Формирование российского кластера транспортно-транзитных и топливно-энергетических коридоров Евразии, интегрированного с китайским экономическим поясом Шелкового пути // Экономические стратегии. — 2017. — Т. 19. — № 8. — С. 18–27

18. Глазьев, С. Ю., Архипова, В. В., Агеев, А. И., Ершов, М. В., Митяев, Д. А., Нагорный, А. А., Вэнь, В., Цинцин, Я., Росс, Д., Чжаоюй, Г., Тинтин, Ч. Опросы и состояние процессов сопряжения Евразийского экономического союза и инициативы «Один пояс — один путь» в представлениях Китая и России // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. — 2019. — № 3. — С. 13–30

19. Пленарное заседание восьмого Восточного экономического форума // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/72259 (дата обращения: 12.01.2024)

20. Шелкова, О. Проигравших не будет // Гудок. — № 185 (27765) [Электронный ресурс]. URL: https:// www.gudok.ru/newspaper/?ID=1648100&archive=2023.10.10 (дата обращения: 12.01.2024)

21. Агеев, А. И., Логинов, Е. Л., Зоидов, К. Х., Медков, А. А. Восстановление экономики Сирии: формирование российского инфраструктурного ядра в ближневосточном узле мировых стратегических проектов // Экономические стратегии. — 2017. — Т. 19. — № 1. — С. 6–23

22. Агеев, А. И., Логинов, Е. Л. Новая большая война: хроники хорошо забытого будущего // Экономические стратегии. — 2014. — Т. 16. — № 6-7. — С. 16–33

1. Ageev, A. I. (2013). Dinamika i struktura global’nykh riskov [Dynamics and structure of global risks]. Strategiia grazhdanskoi zashchity: problemy i issledovaniia [Civil Protection Strategy: Issues and Research]. Vol. 3, no. 2, pp. 7–8 (In Russian.)

2. Ageev, A. I., Loginov, E. L. (2022). World community in conditions of supercritical bifurcation. Management of complex organizational and technical systems in super-critical situations. Moscow: MNIIPU, pp. 9–12 (In Russian.)

3. Bakhtizin, A. R., Makarov, V. L., Loginov, E. L., Khabriev, B. R., Vu, Ts., Vu, Z. (2023). Gibridnye voiny v makroekonomicheskoi supersisteme XXI veka [Hybrid Wars in the Macroeconomic Supersystem of the XXI Century]. Ekonomicheskie strategii [Economic Strategies]. Vol. 25, no. 2, pp. 6–23. (In Russian.) doi.org/10.33917/ es-2.188.2023.6-23. (In Russian.)

4. Ageev, A. I. (2015). Energetika i silovaia ekonomika: opyt KhKh veka i perspektivy [Energy Sector and Power Economy: XXth Century Experience and Perspectives]. Energeticheskaia politika [Energy Policy]. No. 1, pp. 6–12. (In Russian.)

5. Ageev, A. I., Loginov, E. L. (2023). Strategicheskaia predopredelennost’ spetsial’nykh voennykh operatsii v mirovoi supersisteme [Strategic Predetermination of Special Military Operations in the World Supersystem]. Ekonomicheskie strategii [Economic Strategies]. Vol. 25, no. 4, pp. 6–19. doi.org/10.33917/es-4.190.2023.6-19 (In Russian.)

6. Tagieva, A. (2023). India-Middle East-EU Corridor: economic project or political competition. SPUTNIK Azerbaijan. — Available at: https://az.sputniknews.ru/20230912/koridor-indiya-blizhniy-vostok-esekonomicheskiy-proekt-ili-politicheskaya-konkurentsiya-458523893.html (accessed: 12.01.2024). (In Russian.)

7. STMEGI (2023). Netanyahu presented to the Israelis a project for an economic corridor from India through the Middle East to Europe. — Available at: https://stmegi.com/posts/110505/netanyakhu-predstavilizrailtyanam-proekt-ekonomicheskogo-koridora-iz-indii-cherez-blizhniy-vostok-v/ (accessed: 15.01.2024). (In Russian.)

8. Romanov, P. (2023). The USA and India will build a corridor to Europe. Vedomosti. — Available at: https:// www.vedomosti.ru/politics/articles/2023/09/11/994386-ssha-i-indiya-postroyat-koridor-v-evropu (accessed: 15.01.2024). (In Russian.)

9. Lenta.Ru (2023). The Roscongress Foundation has prepared a review of the New Silk Road. — Available at: https://lenta.ru/pressrelease/2023/07/20/put/ (accessed: 11.01.2024). (In Russian.)

10. Roscongress (2023). The New Silk Road: is everything going according to plan? — Available at: https:// roscongress.content.rcmedia.ru/upload/medialibrary/5c9/lsv5rk7ts7ho5bc7ki9q31r3qzc8ym56/SHelkovyi_-put. pdf (accessed: 11.01.2024). (In Russian.)

11. India-Middle East-Europe corridor: signifi cance, potential and challenges. — Available at: https://dzen. ru/a/ZR6snGi7z1VmwZK2 (accessed: 14.01.2024). (In Russian.)

12. Sazhin, V. (2023). Corridor India — Middle East — Europe: one more… — Available at: https://dzen.ru/a/ ZRU3A--uDzUvoHHI (accessed: 14.01.2024). (In Russian.)

13. Loginov, E. L., Shkuta, A. A. (2019). World energy markets: formation and development with the participation of Russia. Moscow: Financial University under the Russian Government. 264 p. (In Russian.)

14. Loginov, E. L., Shkuta, A. A. (2022). Formation of the transcontinental energy supersystem Europe-Asia based on the energy infrastructure of Russia. Moscow: Financial University under the Russian Government. 359 p. (In Russian.)

15. Pascal, D. (2023). New transport corridor IMEC — a competitor to China. What did the US, EU and India come up with? Trans.Info. — Available at: https://trans.info/ru/novyj-transportnyj-koridor-imec-konkurentkitaya-363298 (accessed: 25.12.2023). (In Russian.)

16. Ageev, A. I., Loginov, E. L. (2016). Russia in the new economic reality. Moscow: INES. 460 p. (In Russian.)

17. Ageev, A. I., Loginov, E. L., Zoidov, K. Kh., Medkov, A. A. (2017). Formirovanie rossiiskogo klastera transportno-tranzitnykh i toplivno-energeticheskikh koridorov Evrazii, integrirovannogo s kitaiskim ekonomicheskim poiasom shelkovogo puti [Formation of a Russian cluster of transport, transit and fuel and energy corridors of Eurasia, integrated with the Chinese economic belt of the Silk Road]. Ekonomicheskie strategii [Economic Strategies]. Vol. 19, no. 8, pp. 18–27. (In Russian.)

18. Glaziev, S. Yu., Arkhipova, V. V., Ageev, A. I., Ershov, M. V., Mitjajev, D. A., Nagorny, A. A., Wen, W., Qingqing, Ya., Ross, J., Zhaoyu, G., Tingting, Zh. (2019). Oprosy i sostoianie protsessov sopriazheniia Evraziiskogo ekonomicheskogo soiuza i ini-tsiativy "Odin poias — odin put" v predstavleniiakh Kitaia i Rossii [Questions and Situations on the Conjugation of the Eurasian Economic Union and the Belt and Road Initiative Between China and Russia]. Evraziiskaia integratsiia: ekonomika, pravo, politika [Eurasian Integration: Economics, Law, Politics]. No. 3, pp. 13–30. (In Russian.)

19. President of Russia (2023). Plenary session of the Eighth Eastern Economic Forum. — Available at: http:// www.kremlin.ru/events/president/transcripts/72259 (accessed: 12.01.2024). (In Russian)

20. Shelkova, O. (2023). There will be no losers. Gudok, no. 185 (27765). — Available at: https://www.gudok. ru/newspaper/?ID=1648100&archive=2023.10.10 (accessed: 12.01.2024). (In Russian.)

21. Ageev, A. I., Loginov, E. L., Zoidov, K. Kh., Medkov, A. A. (2017). Vosstanovlenie ekonomiki Sirii: formirovanie rossiiskogo infrastrukturnogo iadra v blizhnevostochnom uzle mirovykh strategicheskikh proektov [Restoring the Syrian economy: forming a Russian infrastructure core in the Middle East hub of world strategic projects]. Ekonomicheskie strategii [Economic Strategies]. Vol. 19, no. 1, pp. 6–23. (In Russian.)

22. Ageev, A. I., Loginov, E. L. (2014). Novaia bol’shaia voina: khroniki khorosho zabytogo budushchego [New big war: chronicles of a well-forgotten future]. Ekonomicheskie strategii [Economic Strategies]. Vol. 16, no. 6-7, pp. 16–33. (In Russian.)

Дата поступления рукописи в редакцию: 16.01.2024.

Дата принятия рукописи в печать: 18.02.2024.

ВВЕДЕНИЕ

Казалось бы, история повторяется: Израиль опять воюет с напавшими на него арабами. Воюет с очередными новыми-старыми парамилитаристскими формированиями с громкими лозунгами и туманными целями, за которыми нечетко проявляются чьи-то прежде всего финансово-экономические, а затем уже политические интересы. Любая война Израиля с арабами — это война из-за денег, а уже потом вопросы религии, национальности, политики и далее по списку векторов интересов.

Ключевой вопрос: кто в этот раз реальный бенефициар конфликта [1]?

Отсюда вытекает вывод о причинах, казалось бы, ненужных чрезмерных жестокостей с обеих сторон и о том, куда это все должно привести фрактальные множества явных и латентных участников таких операций [2; 3].

Тема крайне актуальная для нашей страны с учетом ее многочисленных партнеровконкурентов из стран НАТО и их добровольных помощников [4; 5].

УПРАВЛЯЕМЫЙ КОНТУР СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СЦЕПКИ «ИЗРАИЛЬ > ? < ПАЛЕСТИНА» КАК КЛЮЧ К ВАЖНОМУ СЕГМЕНТУ МИРОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА

Отличие текущего военного столкновения Израиля с парамилитаристскими формированиями арабов состоит в том, что у группы ведущих акторов мировой экономики появилась заинтересованность в реализации крупного мирохозяйственного проекта по созданию экономического коридора Индия — Ближний Восток — Европа (India — Middle East — Europe Economic Corridor/IMEC) через Израиль.

Проект IMEC будет включать в себя строительство железнодорожных путей, прокладку водородного трубопровода, волоконно-оптических коммуникаций, линий электропередачи и других систем (рис. 1).

Рис. 1. Б. Нетаньяху: проект IMEC [7]

Проект IMEC, который пока оценивается в 20 млрд долл., соединит железнодорожным и морским транспортом Индию и ближневосточные государства с Западом и, как ожидается, обеспечит экономическое развитие в странах по всему маршруту коридора. Выделены два его маршрута: восточный — от Индии до стран Персидского залива и северный — от арабских стран до ЕС [6].

Ожидается, что Суэцкий канал будет заменен маршрутом из израильского порта Хайфа до европейских стран через Средиземное море.

Из видеообращения Премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху (09.09.2023): «Я приветствую заявление, сделанное сегодня США, Индией, Саудовской Аравией, Европейским союзом, Объединенными Арабскими Эмиратами, Францией, Италией и Германией. Они объявили о запуске сенсационного проекта по развитию экономического коридора из Индии через Ближний Восток в Европу, и я рад сообщить вам, граждане Израиля, что наша страна, государство Израиль, станет в этом экономическом коридоре центральным узлом. Наши железнодорожные пути и морские порты откроют новые врата из Индии через Ближний Восток в Европу, а также обратно — из Европы в Индию через Иорданию, Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты» [7].

Возникает обоснованный вопрос: как в этом случае будет функционировать стратегическая территориальная сцепка соседей-врагов «Израиль > ? < Палестина»?

После саммита G20, прошедшего 9–10 сентября 2023 г. в Индии, в городе Нью-Дели, президент США Джо Байден заявил, что США, Евросоюз, Саудовская Аравия, ОАЭ, Израиль, Иордания и Индия завершили работу над историческим соглашением о новом экономическом коридоре Индия — Ближний Восток — Европа (IMEC).

Вдоль планируемого железнодорожного маршрута собираются проложить кабели для энергоснабжения и цифровой связи, а также трубопровод для прокачки зеленого (полученного из воды при помощи электричества от ВИЭ) водорода [8].

С КЕМ КОНКУРИРУЕТ ПРОЕКТ IMEC?

Проект IMEC является одной из ключевых инициатив, продвигаемых США для противостояния растущему влиянию КНР и созданию альтернативы «Шелковому пути» («Один пояс — один путь») — пути поставок продукции из Китая (рис. 2).

Рис. 2. «Один пояс — один путь»: транспортные маршруты [10]

Международный проект (суперстратегия) «Один пояс — один путь» направлен на совершенствование существующих и создание новых торговых маршрутов, объединяет ресурсы и территории, где живет 63 % населения планеты, а его экономический масштаб оценивается в 21 трлн долл. В концепцию входят два масштабных проекта: «Экономический пояс шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века». К настоящему моменту к инициативе «Один пояс — один путь» присоединились 149 государств, включая 18 стран ЕС и 9 стран G20 [9].

Россия является ключевым участником двух коридоров сухопутной части суперстратегии «Один пояс — один путь». Эти проекты реализуются в рамках ЕАЭС, сосредоточены они, как и большинство проектов региона, в сегменте транспортной инфраструктуры, включая модернизацию и строительство новых евразийских железнодорожных магистралей. Основной интерес России в участии других стран связан с коридором Китай — Казахстан — Москва, после которого изначально планировались поставки либо через Минск в Западную Европу, либо через СанктПетербург в скандинавские страны (рис. 3).

Рис. 3. Новый «Великий чайный путь» из Китая в Россию [10]

Перспективы коридора через европейскую часть России в Европу в условиях антироссийских санкций остаются неопределенными. Однако никаких официальных заявлений о приостановке или снижении приоритета не было, основным проектом в рамках коридора остается ВСМ «Евразия», включая ВСМ «Москва — Казань». Также уже анонсировано продолжение трассы до Тюмени и Екатеринбурга, затем строительство продолжится до Иркутска и Владивостока [9; 10].

РЕГИОН «ИЗРАИЛЬ > ? < ПАЛЕСТИНА» — ГОРДИЕВ УЗЕЛ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ МНОГИХ СТРАН МИРА

Территориальная проекция проекта IMEC приведена на рисунке 4.

Рис. 4. Проект IMEC [12]

По мнению ряда экспертов, проект IMEC (экономический коридор Индия — Ближний Восток — Европа) — это попытка Запада вернуть свое влияние в регионе Большой Евразии. То есть Запад, а тем более США, которые являются частью соглашения IMEC, скорее преследуют цели политической конкуренции с Россией и Китаем за влияние в государствах Азии и Ближнего Востока, нежели заботятся об экономическом развитии этих стран. То есть IMEC согласуется со стратегией Вашингтона по предотвращению доминирования коалиции государств, включая Китай, Россию и Иран, в региональных связях [11].

Интересы группы арабских стран

Возрастание роли Израиля при проекте IMEC в ближневосточных проектах Запада, а тем более превращение Тель-Авива в мост для грузоперевозок из Европы противоречат интересам ряда арабских стран, в частности Палестине, а также Иордании и Египту. Арабские эксперты считают, что в реализации такого крупного проекта, как IMEC, место Израиля могли бы занять Ливан или Сирия, которые вполне годятся на роль моста в грузоперевозках Индия — Европа [6].

Интересы Китая

Проект IMEC явно конкурирует с проектами Китая [13; 14].

Хотя ряд экспертов предполагают гипотетическую возможность совместить эти проекты: Саудовская Аравия, ОАЭ и Израиль являются частью проекта «Один пояс — один путь» и поддерживают тесные экономические и технологические связи с Пекином. Следовательно, Эр-Рияд, Абу-Даби и Тель-Авив на самом деле не рассматривают IMEC как противовес китайскому проекту; для них это скорее возможность улучшить свои региональные связи и торговлю, и они позиционируют коридор как часть своих стратегий по диверсификации экономики с меньшим акцентом на геополитическую конкуренцию [11].

Интересы Индии

Индия ярко выраженно заинтересована в реализации этого нового проекта: IMEC.

Показательно, что в 2016–2020 гг. Индия, будучи вторым по величине импортером оружия в мире, закупала большое количество оружия в Израиле, который был третьим в этом бизнесе в Индии после России и Франции. Проект, вероятно, существенно увеличит индийскоизраильскую двустороннюю торговлю, в том числе и оружием. Индия занимает третье место в израильском экспорте (3,94 млрд долл.) и шестое — в импорте (3,09 млрд долл.). Израиль является крупным поставщиком оборонных услуг Индии: на долю Индии приходится 42 % израильского экспорта вооружений, который оценивается в 1 млрд долл. в год [12].

Интересы ЕС

Европейский союз заинтересован в проекте IMEC.

Ранее Европейский союз запустил проект European Global Gateway в 2022 г. в качестве альтернативы проекту «Один пояс — один путь». Первые меры, принятые в рамках Global Gateway, включают прокладывание кабелей передачи данных по дну Черного моря, а также строительство плотины и гидроэлектростанции в Камеруне. К 2027 г. ЕС и государства-члены должны мобилизовать до 300 млрд евро инвестиций в инициативы в рамках этого проекта [15].

Для сведения к вопросу о причинах такой политики ЕС: в середине октября 2023 г. юань впервые стал второй главной валютой в торговых расчетах через SWIFT в мире, обогнав евро, по данным платежной системы.

Интересы США

США крайне заинтересованы в проекте IMEC по широкому кругу политических, экономических и военных интересов.

Ранее было принято решение ряда стран Запада прекратить поддержку проекта стимулирования Китая, который был реализован в 80-х гг. прошлого века для создания двух центров политической, экономической и военной силы на противоположных границах СССР. Цель — вдвое увеличить нагрузку на экономику Советского Союза, чтобы ему противостояло не только НАТО, но и Китай. Проект был успешным, так как СССР экономически надорвался и самоликвидировался. Теперь аналогичный проект по созданию нескольких центров силы как угроз Китаю (США, Тайвань, Япония, Южная Корея и пр.) дополнился проектом включения туда Индии, что предполагает массированную накачку Индии инвестициями, технологиями, ресурсами. В случае успеха борьбы с Китаем накопленные Индией ресурсы, в том числе золото, будут изъяты США по уже отработанной технологии макроэкономических манипуляций с ценами на сырье, топливно-энергетические ресурсы, продовольствие, золото, курсами валют, маршрутами и источниками транспортировки ресурсов, конфигурациями финансовых потоков, неэквивалентным обменом дорогих инноваций Запада на более дешевые индийские товары и пр.

Интересы Ирана

Иран недоволен IMEC.

Интересы России [16]

Россия активно реализует проекты в Азии [17; 18].

В сентябре президент России Владимир Путин, выступая на площадке Восточного экономического форума — 2023, заявил, что проект США и ЕС по созданию экономического коридора Индия — Ближний Восток — Европа (IMEC) дополнит МТК Север — Юг, который активно развивает Россия. По словам Владимира Путина, «если будет еще один маршрут, а там еще и Израиль задействован, значит, мы можем через Черное море уходить, потом — в Средиземное и использовать этот коридор» [19].

МТК Север — Юг является мультимодальным маршрутом транспортировки грузов протяженностью 7,2 тыс. км. Он связывает Россию со странами Каспийского бассейна, Персидского залива (порты Бендер-Аббас и Чабахар), Центральной, Южной и Юго-Восточной Азией. Правовой основой проекта «Север — Юг» является межправительственное соглашение о МТК, подписанное представителями Индии, Ирана и России в сентябре 2000 г. в СанктПетербурге. Затем к соглашению присоединились еще шесть стран: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Сирия и Оман [20]

ОПЕРИРОВАНИЕ ЭТАПНО-ДОЗИРОВАННОЙ ВОЕННОЙ КОНФРОНТАЦИЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬЮ

Алгоритм силового конфигурирования важных сегментов мирохозяйственного пространства приведен на рисунке 5.

Рис. 5. Алгоритм силового конфигурирования важных сегментов мирохозяйственного пространства

Для реализации проекта IMEC необходима другая конфигурация важных сегментов мирохозяйственного пространства, чем она есть сейчас. Именно это конфигурирование и должен в результате ряда стратегических итераций решить военный конфликт «Израиль > ? < Палестина».

Ранее несколько иная схема военного конфликта вооруженных сил законно избранного президента с парамилитаристскими формированиями была организована в близкорасположенной к Израилю Сирии, в результате чего там был заморожен целый ряд масштабных инфраструктурных проектов транспортировки (с учетом российских интересов) топливноэнергетических ресурсов в Средиземноморский регион [21].

В условиях отсутствия СССР как реального стабилизатора мировых военных конфликтов военные столкновения «Израиль > ? < Палестина» планируются и реализуются ключевыми акторами фактически бесконтрольно со стороны мирового сообщества. С ООН ключевые страны уже мало считаются.

Для успеха проекта IMEC Израилю требуется вытеснение арабских парамилитаристских формирований ХАМАС из ряда территориальных сегментов, а также физическое разрушение некоторых агломераций, где проживают палестинцы и где должны будут в будущем расположены объекты новой израильской инфраструктуры проекта IMEC. Кроме того, необходимо было напугать решительностью израильских вооруженных сил другие аналогичные арабские формирования (Хезболла, ФАТХ и пр.), а также военные и политические власти Ливана, Сирии, ряда других арабских стран.

То есть, если бы текущего нападения ХАМАС на Израиль не было, его стоило бы выдумать для того, чтобы развязать руки руководству Израиля при поддержке США для пакета военных операций, а также экономических и политических мер переустройства экономической инфраструктуры региона для успешной реализации проекта IMEC с ролью Израиля как центрального инфраструктурного и организационно-финансового узла этого проекта.

Поэтому неопределенность развития ситуации только кажущаяся. Имеет место быть блестяще спланированное и реализуемое оперирование этапно-дозированной военной конфронтацией как инструментом управления неопределенностью. Наличие многочисленных жертв среди гражданского населения, чему нет оправдания, объясняется важностью проекта. Успешность или неуспешность проекта фактически определит, будет ли в среднесрочной перспективе существовать Израиль (важнейший союзник США в регионе). Успешность проекта даст израильскому руководству необходимые ресурсы, чтобы продержаться в условиях враждебного окружения еще 20–25 лет. И при этом сохраниться у власти в той или иной конфигурации нынешней израильской политической элите.

И здесь по совершенно случайному совпадению произошло нападение ХАМАС, которое «проворонили» вездесущие и легендарно суперуспешные израильские спецслужбы. Нападение произошло именно в той конфигурации и в то время, когда это было выгодно Израилю (впрочем, как и предыдущие палестинские интифады).

ХАМАС в течение многих месяцев привозило и складировало непосредственно возле границы с Израилем оружие, боеприпасы, снаряжение, боевую технику, копало тоннели, что израильские спецслужбы и вооруженные силы не заметили и не предприняли мер подготовки к противодействию явно готовящимся атакам боевиков в конкретных пунктах границы.

При этом сам израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху был крайне заинтересован в такого рода нападении, чтобы упрочить свои политические позиции и позиции своей партии. Это тоже, конечно, случайное совпадение.

СИЛОВОЕ КОНФИГУРИРОВАНИЕ ВАЖНЫХ СЕГМЕНТОВ МИРОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА

Алгоритм силового конфигурирования важных сегментов мирохозяйственного пространства приведен на рисунке 5.

Успешность атак и зверства боевиков ХАМАС, которые нельзя оправдать, против мирного населения Израиля, вызвавшие шок у любых нормальных людей, достоверно и убедительно обосновали в глазах мирового сообщества любые ответные меры израильских вооруженных сил против арабских военизированных формирований, а также объектов палестинской гражданской инфраструктуры в жилых агломерациях сейчас и в будущем.

Кроме того, Д. Байден как лидер Демократической партии США сейчас демонстрирует американским избирателям, как он спас мир от новой большой войны (Израиль — Арабский мир), что легитимизирует запланированную любой ценой победу демократов на выборах президента США.

Ситуация резко расширяет возможности Израиля по эксплуатации газового месторождения «Левиафан» и поставкам газа в Средиземноморском регионе, а также в отношении эксплуатации и поставок газа из других близлежащих месторождений и строительство профильной инфраструктуры в регионе как в контролируемых Израилем зонах, так и за их пределами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ

Геостратегическая парадигма выгодоприобретателя будет реализована и далее путем осуществления последовательной серии аналогичных управляемых конфликтов в интересах будущего фрактальных множеств явных и латентных участников таких геостратегических операций [22].

Вопрос к мировому сообществу: где будет следующий аналогичный конфликт?

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование выполнено на безвозмездной основе.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Financing. The research was performed free of charge.

Язык статьи:
Действия с выбранными: