По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Проект 5–100: провал или успех?

Майским указом 2012 г. предусматривалось, что пять российских вузов к 2020 г. должны войти в топ-100 мировых рейтингов университетов. Под этот указ создали программу, получившую название 5–100. Прошло 8 лет, потрачен далеко не один миллиард рублей, но ни один из вузов не вошел в первую сотню лучших университетов мира (не считая МГУ, который в программу 5–100 не входит). Мы попросили первого заместителя руководителя Департамента экономической теории Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктора экономических наук, профессора Сергея Александровича Толкачева разъяснить ситуацию.

— Сергей Александрович, как вы считаете, все-таки проект 5–100 провалился или нет?

— Провал проекта настолько очевиден, что его предпочитают дружно не замечать в духе сказки о голом короле. Чтобы сохранить хорошую мину при плохой игре вброшена эрзац-концепция успеха в предметных (отраслевых) рейтингах. Но это откровенная подмена понятий.

— Что, на ваш взгляд, мешает российским вузам быть конкурентоспособными на международном уровне?

— Конкурентоспособность вуза — это конкурентоспособность всей экономики. А она базируется на роли и весе национальных корпораций глобального уровня. В Финансовом университете разработан оригинальный рейтинг университетов мирового класса (см. Справку ниже) Выявленная ключевая закономерность — количество университетов мирового класса в каждой стране соответствует количеству глобальных доминирующих ТНК, которые выступают основными заказчиками исследований и кадров.

Например, если бы не развал отечественной гражданской авиапромышленности, которая в советские годы держала 40% мирового рынка, то МАИ сегодня и без дополнительного госфинансирования входил бы в элиту мировых вузов.

Устойчивые позиции МИФИ связаны с уверенными позициями Росатома. У нас же пытаются решить эту комплексную проблему исключительно за счет финансово-бюрократических мер. Дать больше денег на исследования и публикации, нажать на преподавателей, чтобы больше публиковались в Скопусе. Но исследования и статьи не востребованы реальными заказчиками. Формализация задач и инструментов достижения цели 5–100 даже при блестящем администрировании со стороны Минобрнауки не приведет к желаемому результату. Можно быстро подняться с 980 до 514 места, затем с нарастающими дополнительными затратами влезть в топ-300, топ-200, но топ-100 — это уже мировая элита системной концентрации финансовых, технологических, интеллектуальных и организационных ресурсов.

Для Цитирования:
Проект 5–100: провал или успех?. Юрист ВУЗа. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: