Проблема продовольственной безопасности для нашей страны является актуальной, так как обеспеченность граждан продуктами питания больше чем на половину поставлена в зависимость от импорта. Гарантия обеспечения населения продуктами питания по научно обоснованным нормам рассматривается как социальная составляющая продовольственного обеспечения. Нормативы по основным продуктам питания выполняются только на половину, что ведет к необходимости импорта пищевых продуктов. Основной причиной снижения продовольственного обеспечения, начавшегося вместе с экономической реформой, является глубокий развал сельскохозяйственного производства в период перехода к рыночной экономике и санкции против Российской Федерации [4].
Продовольственная безопасность стимулирования дальнейшего развития сельского хозяйства за счет интенсивных факторов — повышения производительности труда и качества рабочей силы — является стратегией рыночных отношений в России. Преобразования в наиболее развитых сельскохозяйственных организациях Иркутской области показывают, что результатом переориентации стали более эффективные способы ведения хозяйства, такие как использование производительной техники, изменение технологии производства, рост квалификации работников, введение жесткой экономии фонда оплаты труда и др. [3]. С учетом вышесказанного рынок овощей и его функционирование необходимо исследовать в системе продовольственного обеспечения региона, что позволит рассматривать его формирование и функционирование с позиции как социально-экономического развития региона, так и хозяйственной деятельности, протекающей на конкретной территории.
Основными условиями функционирования рынка, в том числе овощей и овощепродуктов, являются:
1. Наличие правовой основы, которая гарантирует экономическую свободу производителей и потребителей. Это свобода выбора формы производства, установления цен, экономических связей между производителями и потребителями и т. п.
2. Экономическое обособление субъектов рыночного хозяйства. Это значит, что сам производитель решает, что и как производить, кому и где продавать, то есть здесь закладываются правила игры.